Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Настойчивость, твёрдость и действия, даже против очевидности, в правом деле всегда принесут победу.
Рерих Е.И. Письмо от 06.07.1934

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Общая лента новостей СибРО
23 октября 2024 г. — 120 лет со дня рождения Святослава Николаевича Рериха (1904 - 1993)

23.10.2024

23 октября 2024 г.  —  120 лет со дня рождения Святослава Николаевича Рериха (1904 - 1993)
23 октября 2024 г. — 120 лет со дня рождения Святослава Николаевича Рериха (1904 - 1993)

Святослав Николаевич Рерих — выдающийся художник и культурный деятель,  педагог, исследователь редких растений Индии и Тибета — родился 23 октября 1904 года в Петербурге, в семье Н.К. и Е.И. Рерих. В 2024 году исполняется 120 лет со дня рождения художника.
Первые уроки рисования Святослав получил в гимназии К.И. Мая, у него рано пробудился интерес к естественным наукам.
В 1919 году семья Рерихов переезжает в Лондон, здесь Святослав готовится к поступлению на курс архитектуры в Королевскую академию искусств, занимается живописью и скульптурой.
С 1920 года Святослав  Рерих живёт в США, учится в Колумбийском университете на архитектурном отделении. Осенью 1921 года переходит на учёбу в Гарвардский университет и одновременно посещает занятия на скульптурном отделении Массачусетского университета.
Всё это время С.Н. Рерих активно участвует в работе культурных организаций, созданных в Америке Н.К. и Е.И. Рерихами.
С 1928 года семья Рерихов живёт в Индии, в долине Кулу (г. Наггар), где начинает работать основанный ими Институт Гималайских исследований «Урусвати». В Институте С.Н. Рерих заведует секторами ботаники, орнитологии, кристаллографии, изучает тибетскую фармакологию, исследует эфироносные растения, организовывает экспедиции по сбору редких растений.
Продолжая совершенствовать свой художественный талант, Святослав Рерих становится самобытным художником, создаёт множество необычных и замечательных по красоте полотен — пейзажей и портретных работ. Красота, по мысли Святослава Николаевича, даёт не только эстетическое наслаждение; стремление к Прекрасному — вот путь к формированию нового, более совершенного человека.
В 1940-х годах Святослав Рерих вместе с женой, индийской актрисой, поселяется в Бангалоре (Южная Индия). Живя в Индии, он хорошо изучил её историю, культуру, искусство и на своих полотнах запечатлел самобытную красоту этой страны и её талантливый трудолюбивый народ.
В 1960 году Святослав Рерих по приглашению Н.С. Хрущёва приезжает в Москву, чтобы открыть первую персональную выставку своих картин на Родине. После этого он неоднократно посещал Советский Союз.
В 1989 году по инициативе С.Н. Рериха в нашей стране был создан Советский Фонд Рерихов, куда в 1991 году он передал бесценные для человечества архивы семьи Рерихов.
«Россия, — говорил Святослав Николаевич, — это пространство будущего. России предопределена великая, космическая роль на земле».
Святослав Николаевич Рерих ушёл из жизни 30 января 1993 года в г. Бангалоре.

Н.Д. Спирина. АПОСТОЛ КРАСОТЫ (1993)

Выступление в день памяти Святослава Николаевича Рериха

Святослав Николаевич Рерих искал красоту, находил её и передавал её людям. Его девизом было: «Будем всегда стремиться к Прекрасному». В этом был подвиг его жизни, его миссия. В эпоху безобразия, сгущённого до предела, его призыв к Прекрасному и внесение его в жизнь через искусство, мысль, слово и действие давало свет и радость тем, кто могли его дар воспринять. Потому что мало дать, надо, чтобы дар был принят. Те, кто его приняли, идут по пути жизни уже не ощупью, в полной тьме, но их путь освещён лучом понимания, и луч помогает не свернуть в сторону и не сорваться в пропасть.

В утверждениях великих людей не бывает ничего случайного, и всё, что они говорят, имеет глубокий и многогранный смысл. Что же такое то Прекрасное, та Красота, которую исповедует и которую призывает исповедовать Святослав Рерих? Её можно понимать и однозначно, по-житейски, и широко и глубинно, и космически. Как всегда, обратимся к Учению Живой Этики, к Учению Жизни и о Жизни. Что говорит оно? Вчитываясь в слова Учения, сказанные по этому поводу, мы начинаем понимать, что красота не только в искусстве и природе, но она может и должна быть выявлена в мыслях, словах и действиях; мы начинаем понимать, что она — этична. Ведь употребляем же мы выражения вроде «некрасивый или красивый поступок» и так далее. Живая Этика говорит: «Только соизмеримость между действием и красотою даёт формулу жизни. Так создание лучших эволюционных ступеней может утвердиться соизмеримостью красоты»1.

Великие духовные Учителя, Светочи Мира, являли всем своим обликом захватывающую дух красоту. Изучая воспоминания о Них, мы начинаем понимать не только «что такое хорошо и что такое плохо», но также «что красиво и что некрасиво». И красота, как магнит, притягивает к себе. Мы знаем, как тянутся люди к великим подвижникам, к их духовной, без всяких изъянов, красоте. И мы начинаем, в нашей малой мере, стараться вносить в наш быт культуру поведения, которая тоже есть красота. И тогда улучшается атмосфера вокруг нас, и нам и ближним нашим становится легче дышать. Потому что красота есть озон души, прана сердца. Прану гор и лесов мы знаем; теперь, в следующем витке спирали, мы подходим к пране духовной, без которой никакая природная прана полностью не поможет. Потому так жизнен завет Святослава Николаевича: «Будем всегда стремиться к Прекрасному».

Теперь, когда распоясавшаяся тьма сознательно и планомерно насаждает всеми доступными ей средствами культ безобразия во всех областях жизни, искусства и литературы, этот призыв актуален как никогда.

Живая Этика говорит: «...Красота не терпит уродства»2. «Можно научиться чуять себя вне пошлой обыденности и приобщиться духом к явленному миру красоты»3.

Но к восприятию Прекрасного нужно воспитывать себя, чтобы быть в состоянии приобщиться к нему. «Нужно сначала привыкать к утончению своих чувств, чтобы насытить дух необходимыми влечениями к Миру Красоты»4. И начинать можно с тех простых средств, которые у нас под рукой. «Когда вы радуетесь цветам, когда углубляетесь мыслью в их чудесное строение, создание малого зерна, когда цените свежий аромат, тогда уже прикасаетесь к Тонкому Миру. Можно и в цветах земных, и в оперении птиц, и в чудесах неба найти радость ту самую, которая готовит к вратам Огненного Мира. Главное, не будьте умершими для красоты»5.

«Изучить все выделения природы и осознать их красотой — значит дать людям крылья. ...Крылья вознесут к свету»6. «К тебе придут, яви огонь, он им нужен. (...) Не закрой путь для новых стучащихся. (...) Знающий красоту не собьёт путника»7. «У врат Нового Мира толпы, но не знают Врат. Но легки ступени духа и единым желанием становятся на место вещи мира. Несущие желание красоты — Благо вам»8.

И Святослав Рерих всем своим обликом и всем своим трудом и творчеством не только несёт нам красоту, но и пробуждает наше стремление к ней. Он знает, что «произнёсший красота  — спасён будет»9. «Чудо луча красоты в украшении жизни поднимет человечество. (...) Учи счастью красоты»10.

И для тех, кто стремится к Высшему Миру, к подлинному общению с Иерархией Света, путь один: «Через красоту подойдёте. Поймите и запомните. Вам Поручил сказать — Красота. (...) Я сказал — Красота. И в бою, и в победе Я сказал — Красота. (...) В ней путь ваш. И ею встречу тех, кто дойдёт до Меня.
А они уже идут»11.

7 февраля 1993 г.


1 Беспредельность. 768

2 Агни Йога. 337.

3 Иерархия. 177.

4 Мир Огненный. III. 248.

5 Мир Огненный. I. 638.

6 Листы Сада Мории. Зов. 3.06.1922.

7 Там же. 2.05.1922.

8 Там же. 2.06.1922.

9 Там же. 1.03.1922.

10 Там же. 4.07.1921.

11 Там же. 26.07.1922.




 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку