11 ноября в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске открылась яркая, жизнерадостная выставка изделий, выполненных народными мастерами, - «Сказы Уймонской долины». Приехала она из села Верхний Уймон Республики Алтай.
Праздник открылся выступлением хора студентов «Песенная артель» отделения сольного и хорового народного пения Новосибирского музыкального колледжа имени А. Ф. Мурова. Руководитель – заслуженный деятель искусств России Ольга Александровна Гурина.
Затем слово взяла ведущая праздника Людмила Толстихина.
Кто никогда не был в Уймонской долине, посмотрев эту выставку, наверное, догадался, что место это необыкновенно красивое, вдохновляющее на творчество, и люди там живут добрые, мудрые, трудолюбивые, чистые сердцем. А кто побывал там, подтвердит, что всё это, действительно, так.
Уймонская долина находится на юге Республики Алтай, на высоте 1000 метров над уровнем моря. Протяжённость её с запада на восток составляет 30 километров. Со всех сторон она закрыта горами: с севера - Теректинским хребтом, с юга - Катунским, который увенчан главной вершиной Алтая – священной Белухой. Красавица Катунь протекает через всю долину.
Природа Уймонской долины не только красива, но и богата. По одной из многих версий, само название долины происходит от слова «уйма» - всего вдоволь, природа даёт всё, необходимое для жизни человека. По этой причине люди селились в этих местах начиная с каменного века. В Уймонской долине археологи обнаружили остатки стоянок времён палеолита, курганы скифских времён, каменные изваяния тюркского периода.
В XVII веке, после раскола церкви, сюда бежали не смирившиеся с реформами крестьяне-старообрядцы. За высокими горами они надеялись сохранить в чистоте свою исконную православную веру и «стариковский» уклад жизни. Староверами были основаны многие сёла в Уймонской долине, одно из них – Верхний Уймон. Именно в местах расселения старообрядцев появилась роспись.
В 1926 году Н.К. Рерих, побывав в Верх-Уймоне, записывает в своём путевом дневнике об уймонской мастерице Агашевне. На выставке вы увидите панно «Уймонская мастерица», посвящённое Агашевне: как та ходила босиком с холщовой сумкой на плече, в которой были кисти и краски, как она расписывала сельские дома, чтобы внести в них частичку счастья и оберечь их.
Мы знаем, что Н.К. Рерих проявлял интерес к народному творчеству, большое значение придавал прикладному искусству. Но сам термин «прикладное искусство» он считал крайне неудачным. Рерих не делил искусство на прикладное и высокое, чистое. Он говорил: «Всякое хорошее искусство и высоко и жизненно». Всякое искусство призвано глубоко напитать саму жизнь.
Народное искусство долгое время считалось в сравнении с профессиональным искусством чем-то неважным и незначительным, не заслуживающим внимания. Но уже в конце XIX – начале ХХ века многие художники, прежде всех В.М. Васнецов, И.Я. Билибин, И.Е. Репин, М.А. Врубель, Н.К. Рерих и другие, обращаются к украшению жизни, к созданию нового русского стиля на основе изучения исконного русского искусства.
Рерих был одним из первых, кто ещё в начале ХХ века обратил внимание на ценность народного декоративно-прикладного искусства, глубоко изучал его, был инициатором и участником многих культурных проектов не только по охране старины, но и по возрождению народных ремёсел и художественных промыслов. И в России, будучи директором Школы Императорского общества поощрения художеств, и в Америке в Институте Объединённых искусств он открыл множество художественно-ремесленных мастерских – для того, чтобы красивые предметы входили и наполняли саму жизнь, а не только музеи.
И вот спустя почти 100 лет после Агашевны и после пребывания Н.К. Рериха в Верх-Уймоне здесь создаётся экспериментальная художественная мастерская «Жар-Цвет», чтобы изучать, сохранить и развивать русские народные промыслы. А ведь старообрядческая культура — это и есть исконно русская культура, которая лучше всего сохранилась в Алтайских горах.
Художники, которые работают в мастерской, хорошо понимают ценность народного искусства, которое создавалось многими поколениями талантливых мастеров. Оно воплотило в себе высокую художественную культуру, миропонимание народа, его единство с природой – то, чего так не хватает и к чему так стремится современный человек.
* * *
Вторая часть репортажа, где мы подробней представим художников и изделия выставки, ещё последует, а сейчас предлагаем вам посмотреть фильм об экспериментально-творческой мастерской "Жар-цвет", подготовленный студией СибРО.
Отметим также, что «Песенная артель» радовала нас своими выступлениями несколько раз на протяжении этого праздничного дня. Два творческих коллектива — совсем разные, но делают одно важное и нужное дело: собирание, изучение, сохранение и распространение народного русского искусства: песенного, изобразительного.
(перейти ко второй части репортажа)