Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Язык понимания и сочувствия откроет первые Врата Беспредельности.
Беспредельность, Предисловие

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Общая лента новостей СибРО
18 июля — Памятный день Преподобного Сергия Радонежского

17.07.2024

18 июля — Памятный день Преподобного Сергия Радонежского
18 июля — Памятный день Преподобного Сергия Радонежского

18 июля Русская православная церковь отмечает день «обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского». 

Перед кончиной Сергий просил братию похоронить себя на общем братском кладбище. Однако по благословению Митрополита Киевского Киприана Преподобный был похоронен в деревянной Троицкой церкви.

В 1422-м году, через 30 лет после кончины Сергия, началось строительство нового каменного Троицкого собора. 5 июля при большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии Звенигородского князя Юрия Димитриевича на том месте, где ныне располагается Троицкий собор, были обретены святые мощи Преподобного Сергия. Они были временно помещены в деревянный Троицкий собор (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа), а по окончании строительства каменного собора и освящении его в 1426 году их перенесли туда, где  они и находятся в настоящее время.

Более семисот лет отделяют нас от того времени, когда пришёл в мир Великий молитвенник за Русь, её Покровитель и Воспитатель русского народного духа. В тяжкое время татаро-монгольского ига, когда русский народ был лишён самого главного — свободы, многие обращались к нему с вопросом: «Что делать?». Он отвечал: «Помоги земле Русской».

В очерке Н.К. Рериха «Свет неугасимый» читаем: «Дано Преподобному Сергию трижды спасти землю русскую. Первое при князе Дмитрии; второе — при Минине; третье — теперь». На картине Рериха «Святой Сергий Радонежский» — те же слова, они укрепляют нашу веру в то, что и сейчас Сергий находится на несменном Великом дозоре.

«Имя преподобного Сергия Радонежского напоминает, до какой высоты способна подняться наша земля‚ просвещённая Словом Христовым, — пишет наш современник Артемий Ермаков. — Человек‚ не оставивший после себя ни одной книги‚ стоит у начала всей русской культуры Московского периода‚ открывает дверь‚ ведущую из глухой подмосковной тайги прямо в глубину Божьей премудрости‚ во все тайны человека и мира. (…)

…Все бытовые и исторические подробности эпохи [в которой жил Сергий] так тесно сплетены в его житии‚ что, кажется, нет такой стороны русской жизни… которую бы он не освятил‚ где бы не осталось следов его бережного благословения. Если же вспомнить‚ каково было это время‚ то выяснится‚ что преподобный Сергий стоит не только в начале русского Просвещения‚ но и знаменует собой русское Возрождение в самом высоком его смысле.

При беспристрастной оценке исторических событий порой открываются неожиданные вещи. Сопоставляя русское и европейское Средневековье‚ видишь‚ что возрождение культуры в России началось едва ли не раньше‚ чем в Европе. И что уж совсем удивительно‚ это возрождение носило христианский характер.

Русь‚ придавленная татарщиной на протяжении более двухсот лет‚ не могла бы сохранить свои традиции‚ свое культурное поле без веры‚ без опоры на Церковь. (…)

Пройдя через тяжёлый период одинокого подвижничества, Сергий оказывается перед необходимостью устройства общежительного монастыря. Его более всего тяготит необходимость начальствовать над братией‚ распоряжаться по хозяйству‚ руководить их духовным деланием. (…)

Монашество пренебрегает миром‚ но не людьми в нём. Преподобный бежит от человеческой славы‚ но приветлив к людям и скор на помощь. Для него равны и несчастный отец‚ принесший умершего сына‚ и великий князь Дмитрий‚ идущий на битву с Мамаем. В связи с Куликовской битвой политическая роль Сергия проступает очень отчётливо. Его благословение русского войска на брань придаёт сражению духовный характер. Все воины становятся не только защитниками Русской Земли‚ но и мучениками за веру. Даже иноки берут в руки оружие. Преподобный Сергий принимает всю ответственность за исход сражения… (…)

Нельзя не сказать и о рукотворном наследстве преподобного Сергия. Кольцо монастырей‚ опоясавших Москву и осветивших дикие северные дебри‚ отковано в Лавре. (…)

…Пытаясь определить место преподобного Сергия Радонежского в истории русской культуры и просвещения‚ хочется еще раз напомнить‚ что мы имеем дело не с учёным‚ а с мудрым человеком. А значит, это скорее не авторитет‚ а пример. Пример не только для подражания‚ но и для измерения. Учивший всю свою жизнь умеренности во всяком деле духовном и земном‚ преподобный сам стал мерой нашей культуры. Его житие позволяет проверить соответствие сегодняшних науки‚ искусства и школы их небесным образцам. Результаты наших измерений‚ возможно‚ будут неутешительны‚ но отчаиваться‚ наверно‚ не стоит. Ведь такая мера даётся не каждому народу».




 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку