Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Пусть будет каждое ваше снисхождение и вашим восхождением.
Надземное, § 847

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Визит к одному памятнику. Псковская земля. Изборск.

09.12.2010



Фото 1. Памятник Ал. Невскому на горе Соколихе близ Пскова. Скульптор И.И. Козловский.


Фото 2. Вид на Кремль из-за реки Великой.


Фото 3. Кремль. Троицкий собор.


Фото 4. Вход в Кремль, а для врагов «захаб».


Фото 5, 6. Стены и башни.




Фото 7. Внутри Кремля.


Фото 8. Псковские древности. Собор Ивановского монастыря.


Фото 9. Изборск. Постледниковый пейзаж.


Фото 10. Белые дороги.


Фото 11. Труворово городище.


Фото 12. Городищенское озеро.


Фото 13. «Дом святого Николы» на Труворовом городище.


Фото 14.Мальская долина.

 Фото 15. Труворов крест.
Наталья Кулакова

Пример неустанного устремления к красоте и знанию являет нам жизнь художника Н.К. Рериха. Его пристрастия определились с юных лет. Помимо тяги к художественному творчеству, Рерих всегда был занят и научными исследованиями. Больше всего его интересовала история – предмет, который историк В.Н. Татищев назвал «процессом взаимодействия человека с богом», и археология – «живая, нужная для всех соображений наука» /Дн. Т.1, с. 156/. Отсюда поездки Рериха «за стариной», по городам и весям. В 1899 году художник посетил Псков и его окрестности, а в 1903 – «седой Изборск, Сенно, Печёры». И всюду несчетные белые храмы, погосты, могильники.

«Какое сокровище!» - восклицает Рерих. И действительно, псковская земля необыкновенно богата на красоту и древние памяти, что так греют сердце русского человека. Вот и Николай Константинович на своих полотнах любил изображать храмы псковского образца, и пейзаж у него часто повторяет облик псковской земли.

Давайте и мы с вами совершим небольшое путешествие на древнюю псковскую землю, познакомимся с её историей, побываем в древнем городке Изборске, который не только представляет собой радующую глаз красоту, но и открывает нам немалый кладезь познаний, обращающих к тем «действенным началам», куда с такой радостью устремлялся художник Рерих - «вглубь, туда, где сумрак прошлого озарен сверканием истинных украшений» /3,14/.

В России много прекрасных мест. Одни живут в нашей памяти красотою своих пейзажей, другие питают осознанием родной истории, третьи славны именами героев и святых подвижников. Но есть такая земля, что сплела в себе воедино все эти достославности. Это псковская земля. И не случайно в древних рукописях житие благоверного великого князя Александра Невского начинается с поэтических строк, посвященных этой земле: «О, светло светлая и украсно украшена, земля Руськая!». И сейчас памятник замечательному воину, идущему защищать эту прекрасную землю, стоит на Соколиной горе в пригороде Пскова. Глядя на этот памятник, легко перенестись в те далекие неспокойные времена, когда еще не было границ, как и единого Русского государства, а всё только начиналось. /Фото 1/.

Древний Псков – это город и государство, средневековая вечевая республика и одновременно город-крепость. Псковская земля вытянулась узкой полосой с юга на север, вдоль бассейна реки Великой. Река впадает в Псковское озеро, соединяющееся с Чудским и дальше по реке Нарове с Балтийским морем. Это была главная торговая дорога Пскова, связывающая его с заморскими странами. Вдоль Великой, по озёрам, на холмах в сторону Запада были расставлены двенадцать маленьких крепостей, десять из которых именовались «пригородами» Пскова.


Н.К. Рерих. Старый Псков. 1904.


Н.К. Рерих. Псков. Общий вид Кремля. 1903

«От начала убо русской земли сеи убо град Псков никоим же князем владем бе, но на своей воле живяху в нем сущие люди», - с гордостью отмечал летописец. «Своя воля» была предысторией Пскова и многое в нем определила. С 1034 г. Псков стал «пригородом» Новгорода, но при этом сохранял большую самостоятельность. В 1348г. он снова превратился в независимую вечевую республику, которая просуществовала около двух веков. В 1510 г. Псков был присоединён к Москве и далее развивался в составе Московского государства.

Многие свидетели славного прошлого этой земли и по сей день стоят по берегам рек и озёр, смотрят на нас с холмов. Пустынные городища, монастыри, бывшие когда-то центрами культуры и центрами обороны, древние храмы и те самые двенадцать крепостей, которые среди далекого прошлого занимают, пожалуй, самое видное место. В древней Руси они назывались обыкновенно «городами», а построить город всегда означало возвести городовые, т.е. оборонительные сооружения. Особенно много оборонительных сооружений строилось на Руси в XIV-XV вв., когда шёл процесс объединения разрозненных русских земель и возрождались силы страны, подорванные татаро-монгольским нашествием 30-х г. XIII в. и последовавшим за ним немецко-шведским вторжением 40-х годов того же столетия. В истории русского военно-оборонительного строительства это был едва ли не самый своеобразный и творчески насыщенный период. Особенно значительным было столетие с середины XIV до середины XV в., когда произошёл резкий перелом во всём военном деле, которое от применения тяжёлых натяжных средств дальнего боя перешло к широкому использованию огнестрельного оружия, что вызывало существенные изменения в русской крепостной архитектуре. Особенно чётко этот процесс прослеживается на крепостях русского северо-запада, и самый яркий тому пример – Изборск. /Фото 2-7/.

И вот мы с вами стоим на древней изборской земле. Приходят на ум слова неизвестного этнографа: «Ландшафт полон тишайшей простоты». И эта тишина и эта простота переполняют нас. Перед нами – древняя языческая земля, сохранившая свой облик до наших дней. Не зря Н.К. Рерих в своих славянских полотнах изображал именно эти места. Он здесь бывал и наверняка стоял на том самом мете, где сейчас стоим и мы. Сама природа звучит здесь как эпос.

…Мы делаем шаг-другой по белой известняковой дороге. И снова замираем, обнаружив себя на довольно большой высоте, а внизу, под нами – длинное голубое озеро. Мы удивлённо смотрим на странные холмы за озером – одни из них тянутся длинными языками, другие – круглые, словно шапки. За холмами лежат поля, изрезанные дорогами, серые деревеньки, нечастые леса. И все это очерчено линией горизонта, непривычно высокого, на взгляд жителя среднерусской полосы. Объяснение найдем в карте-путеводителе: «Характерный, редкий по красоте постледниковый ландшафт с системами речек и озер, карстовыми ледниками, моренными образованиями, выходами Девонской известняковой плиты, залежами известнякового туфа, редкими растениями…» Таким образом, окрестности Изборска являются уникальным памятником природы северо-запада Русской равнины. И вот отсюда и пошла русская земля…./Фото 8-10/.

Красоте ландшафта не уступает и историческое прошлое этих мест. Вслед за отползавшим ледником сюда пришли люди, это были наши предки – славяне-кривичи. Они селились по этим холмам, ставили нехитрые избушки, обносили их частоколом, плавали, охотились, воевали и молились. Одни поселения исчезали, другие росли и набирали силу. Таким укрепленным поселением мы и видим Древний Изборск в то время, когда «Еще бо граду Пскову не суще, но бяшу тогда начальный град во всей стране той завомый Избореск». Это мы читаем в исторических источниках XVI в., а древнее предание говорит, что поначалу город носил имя своего основателя Словена, сына Гостомысла, впоследствии же был переименован в Изборск в честь сына Словена Избора. /Фото 11,12/.

Археологические раскопки, бывшие на древнем городище, подтверждают, что первое поселение на этом месте возникло ещё до того, когда, как утверждает русская летопись, восходящая к 1093 году, произошло призвание на Русь в 862 году трёх варяжских братьев-князей, из которых «старейший Рюрик седе в Новегороде, а другой, Синеус, на Бел-озере, а третий Изборсте, Трувор».

Городище, на которое мы сейчас с вами поднимемся, до сих пор зовется Труворовым. «Твёрдости самородные», – назвал Сербский книжник Юрий Крыжанич такие природные возвышения, словно для того и предназначенные, чтобы быть на них городу. Верхняя вознесённая площадка городища представляет собой треугольник, на остром мысу которого и стоим мы с вами, в который раз молитвенно замерев от расстилающейся перед нами красоты. Можно представить, что мы стоим на верху шестигранной сторожевой башни, которая была когда-то единственной на крепостной стене, некогда окружавшей поселение. Тогда нам особенно хорошо будет видно Городищенское или Словенское озеро и впадающую в него речку Смолку, и вытекающую с другой стороны Сходницу, которая в свою очередь впадает в Мальское озеро. Правда, в те далёкие времена эти два озера скорей всего были одним целым. Уровень воды в то время был на 2-3 метра выше теперешнего. И вся эта сеть речек и озёр представляла собой прекрасную дорогу, по которой, можно предположить, и приплыл легендарный Трувор. Вот и остатки пристани были найдены как раз под тем местом, где мы сейчас стоим. Теперь озёра мелеют и заболачиваются, родники иссякают, но красота все ещё остаётся. И тут нельзя не припомнить слова Н.К. Рериха: «Почему древние любили жить в таком приволье? Не только в стратегических и других соображениях тут дело, а хорошо жил и хорошо чувствовал древний. Если хотел он раскинуться свободно, то забирался на самый верх местности, чтобы в ушах гудел вольный ветер, чтобы сверкала под ногами быстрая река или широкое озеро, чтобы не знал глаз предела в сияющих заманчивых далях. И гордо светились на все стороны белые вежи (сторожевые башни)». /Н.К. Рерих. «По старине».1903/.

Позади нас, возле бывшего въезда на городище, стоит бесхитростный белый храм псковской архитектуры. Это храм Святого Николы, покровителя многих русских городов. Храм был построен, когда жизнь на Труворовом городище уже замерла, но стоит он на месте иного, более древнего храма – приём довольно частый в русском зодчестве. Несмотря на то, что храм «поздний», он являет собой прекрасное завершение и древнего городища, и всего пейзажа. /Фото 13/.

Наше впечатление от древнего городища будет не полным, если мы не обратимся к археологическим исследованиям этих мест. Такие исследования ведутся здесь уже более 170 лет. Благодаря археологии мы имеем возможность проникнуть вглубь веков и узнать многие подробности «бывшей подлинной жизни» древних обитателей этой земли.

Древнейшие археологические находки в окрестностях Изборска относятся к периоду неолита /V-III тыс. до н.э./. Кремневые орудия труда, фрагменты керамики были найдены на левом берегу реки Бдёхи. Пока это единственный неолитический памятник Изборской долины. К раннему железному веку относятся находки керамики в нижнем слое Изборского городища. Вспомним, как относился к этим черепкам и осколкам Рерих, в его руках они представляли собой «клад захоронённый». В «непомерных древностях» каменного века он видел «действительные начала», ловил «биение всей незапамятной жизни». Археология подтверждает: Изборск – не «обычная историческая станция», а весьма значительный пункт на Великом Пути переселения народов.

В VI-VIII вв. на Псковщине сформировалась археологическая культура длинных курганов, отличительная особенность которых - длина в несколько десятков метров при высоте 1-2 метра. Длинные курганы учёные связывают с расселением на северо-западных землях первых славянских племён. Одно из таких поселений находилось на первоначальном месте Изборска, на берегу Городищенского озера. В VIII-IX вв. оно развилось в протогород, став центром обширной территории. В систему сигнально-сторожевых «городков», меньших по отношению к Изборску, входили городища у деревень Митковицы и Захново, последнее было укреплено валом и рвом. На этих городищах располагались сторожевые посты, извещавшие изборян о подступлении вражеских войск.

В XI в., когда Изборск превратился в древнерусский город с обширным неукреплённым посадом, увеличилось население и вокруг него. Крупнейшее из таких поселений – Мальское. Оно возникло на краю Изборской долины. В полукилометре от него находился древний могильник, имеющий три типа погребений. Первый тип – это песчаные полусферические курганы диаметром от 4-х до 12 метров. Погребения в них совершались по обряду трупоположения в подкурганных ямах. В погребениях были найдены монеты - серебряные динарии германского и англосаксонского производства, арабский дирхем, стеклянные бусы, бронзовые украшения. Это даёт основания отнести курганы к XI-XII в.в. /Фото 14/.

Второй тип курганов Мальского могильника содержит захоронения, заключённые в «ящики» - саркофаги, сложенные из плитняка. Эти курганы датируются XI веком.

Третья группа представлена грунтовыми могилами без насыпи, обнесёнными по кругу валунами – жальники. Об этом типе погребений Рерих писал: «Жальники это места плача, места сострадания…Они также называются Дивинец-диво-город. Дивинец…звучит с восхищением. Но «жальник» - место сострадания – ближе к сердцу». /Рерих-Археолог,с.33/.

Разнообразие погребений Мальского могильника имеет большое научное значение, так как говорит нам о многоплеменном составе населения Изборского края. Так, курганы с каменными «ящиками» относятся к прибалтийско-финскому населению, но постепенно они сменяются могильниками жальнического типа, так что к XIV в. этот обряд стал господствующим. Таких жальников вокруг Изборска не мало – на Словенском поле, могильник Скудельня и захоронения возле часовни Фрола и Лавра. Последний обозначен большими известняковыми плитами с отверстиями для установки крестов. Такие кресты, изготовленные из местного плитняка, в Изборске и его окрестностях встречаются часто. Самые древние из таких крестов, известные в Новгородской земле, относятся к ХII в., большая же их часть изготовлялись в XIV-XVI вв. Можно предположить, что Изборск поставлял такие кресты в другие районы, остатки такой «мастерской» можно и сейчас видеть на берегу Городищенского озера в Блиновой роще. Кроме того, в Изборске находятся самые крупные кресты на Псковщине. Одним из таких крестов является памятный, так называемый «Труворов» крест, поставленный у въезда на древнее городище и некогда запачатлённый Н.К. Рерихом.


Н.К. Рерих. Изборск. Крест на Труворовом городище. 1903.

Имея в высоту 2,2 метра, он поражает своей монументальностью. На этюде Рериха мы видим, что этот крест был не один. На плитах, или «подпятных» камнях, в которые эти кресты вставлялись, можно рассмотреть рисунки, которые наводят на размышления. Это линейные фигуры, похожие на магические знаки. Особенно привлекает рисунок треугольника или пирамиды с крестом внутри – четыре в трёх. Другой рисунок, называемый «вавилоном», считается личным знаком мастера. Такие каменные кресты ставились не только на могилах, но могли быть памятным знаком у дороги, возле источника или на переправе. Иногда их вделывали в кладку церквей или часовен.

Отличительной особенностью изборских крестов является их форма: верхние концы боковых лопастей, как правило, оттянуты вверх – и потому, наверное, они очень напоминают человека, воздевшего руки «горе». Когда встречаешь такой крест где-нибудь в поле, среди огромного синеющего пространства, невозможно не оценить истовость его устремления к небу в то время, как сам он наполовину ушёл в землю. И все эти кресты, рисунки, обрядовые языческие камни, как живые свидетели, беседуют с нами из своего далёкого далека./Фото 15/. 


(окончание следует)


















 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку