Ни один человек в мире не призван к тому, чтобы исправлять других людей, и никто не может этого сделать. Всякий человек призван только к тому, чтобы исправлять, улучшать самого себя, и всякий человек и должен, и может это делать. 1
...Не только нет никакой возможности просвещать и исправлять других, не просветив и не исправив себя до последних пределов своей возможности, но нельзя и просвещать и исправлять себя в одиночку, а всякое истинное просвещение и исправление себя неизбежно просвещает и исправляет других, и только одно это средство действительно просвещает и исправляет других, вроде того как загоревшийся огонь не может светить и согревать только тот предмет, который сгорает в нём, но неизбежно светит и греет вокруг себя, и светит и греет вокруг себя только тогда, когда сам горит. 2
Всю силу своего стремления надо обратить внутрь себя: стараться быть совершенным, как отец наш небесный, и тогда только сила эта несомненно проявится вовне. Разжигать костёр своей души, чтобы он горел весь, а кто и как будет и будет ли кто греться около него, это уж не наше дело. 3
Наше дело только в том, чтобы в себе разжечь огонь: гореть самому, и тогда окружающие нас сами собой будут согреваться и зажигаться. 4
...Не думайте о пользе другим, думайте только о душе. Кажется противоречием христианину думать только о своей душе, но это не противоречие, потому что та душа, ради которой надо всем жертвовать, живёт в боге, а не для себя, и не по своей воле, а по его воле, и не мы сами, а он распоряжается той пользой, какую принесёт наша жизнь другим. 5
Как совершается (...) возрождение, воскресение людей к жизни истинной, это тайна, совершающаяся на наших глазах, но постигнуть её процесс невозможно. Это тайна Бога - это Его отношение с каждым человеком. Мешаться в это - нельзя, грех. Привлечь, обратить другого никто никогда не может, и желание привлечь, обратить другого, именно определённого человека или людей есть причина страшных зол. Но светить тем светом, который есть в нас, перед людьми (всеми людьми) есть святое дело жизни. 6
Свеча невольно освещает; так и человек, делаясь лучше, невольно освещает вокруг себя. Это богом так устроено, что человек в той мере действует на других, в какой работает над собой. 7
Будем всеми силами держаться сами, для себя, всей истины во всём том свете, в котором она открылась нам, и этот свет неизбежно будет освещать людей вокруг нас, и эта же истина неизбежно соединит всех нас, если бы мы даже об этом не думали, потому что истина одна, и только она одна прочно соединяет людей. 8
...Помочь другим может человек только в той мере, в которой он сам становится лучше, помогает, не думая о том, невольно, и это помощь настоящая. 9
...Я считаю сознательную проповедь всегда слабой, неполною, часто и ложной, бессознательная же проповедь, вытекающая из всей жизни, всегда истинна и действует всегда более могущественно. 10
Влияние, которое мы можем оказывать на других, должно быть лишь непрерывным следствием (...) стремления к совершенству, но не должно быть нашей целью. 11
...Страдания людей требуют не того, как это обыкновенно думают, чтобы стараться сделать жизнь этих страдающих лучше - это не в нашей власти, но того, чтобы самому жить так, чтобы свою жизнь сделать лучше. Это же улучшение своей жизни одно делает лучше положение страдающих. Улучшение своей жизни ведёт к жертвам для страдающих. 12
...Служить людям? но как, чем служить? Не деньгами, не услугами телесными даже: расчистить каток, сшить сапоги, вымыть бельё, посидеть ночь за больным. Всё это и хорошо, может быть, и лучше, чем делать это для себя, но, может быть, и дурно и, в сущности, бесполезно. Одно полезно, одно нужно - это научить (...) жить добро. А как это сделать? Одно средство: самому жить хорошо. 13
Служить Богу и людям. Но как? чем? Может быть, нет этой возможности. Неправда. Эта возможность всегда дана тебе - делаться лучше. 14
Назначение человека в том, чтобы служить Богу - миру. А человек начинает служить себе и, разумеется, портит свою жизнь. Испортив свою жизнь, начинает служить обществу, чтоб ему было лучше. И ещё больше портит себе. А служить надо Богу в себе, или себе в Боге. 15
Разумная и добрая цель человека есть только одна: духовное совершенствование. Служение же людям есть всегда верное последствие более или менее полного достижения этой цели. 16
...Помочь (...) человеку можно только тем, чтоб переменить его миросозерцание. А чтобы переменить миросозерцание другого человека, надо самому иметь своё лучшее миросозерцание и жить сообразно с ним... 17
Не стараться делать добро надо, а стараться быть добрым; не стараться светить надо, а стараться быть чистым. Человек носит в себе алмаз, призму которого он может очистить и не очистить. Насколько очищен этот алмаз, настолько светит через него свет и Бог, светит и для самого человека, и для других. И потому всё дело человека внутренно не в делании добра, не в свечении людям, а только в очищении себя. И свет, и добро людям - неизбежные последствия очищения. 18
Я рад видеть новых служителей доброго дела. Но если бы я был совершенно одинок в течение всей моей жизни, это не могло бы влиять на мои убеждения, потому что я не могу ни жить, ни думать иначе, чем так, как я живу и думаю. 19
Угождай людям, забывая о боге, и люди не будут любить тебя; угождай богу, забывая о людях, и люди полюбят тебя. 20
Можно только радоваться тому, что (...) средства заставить других жить так, как я считаю хорошим, не существует. Каково бы было положение людей, если бы всякий мог так воздействовать на других. 21
Если бы всякий (...) заботился о себе, о том, как ему самому надо жить, [люди] поступали бы лучше и делали бы более нужную работу. Надо стараться каждому улучшать свою жизнь, а не думать о других (...). О последствиях, о производимом этой внутренней работой эффекте нечего думать. Мнение других тоже неважно, надо работать перед богом. Герцен сказал: "Когда бы люди захотели вместо того, чтобы спасать мир, спасать себя; вместо того, чтобы освобождать человечество, себя освобождать, - как много бы они сделали для спасения мира и для освобождения человечества!" 22
Не проповедуй — но БУДЬ!
В этом твой жизненный путь.
Им ты покажешь пример,
Как избежать полумер
И компромиссов земных,
Отмежевавшись от них.
И утвердившись навек
В Высшем, чем жив человек,
Люди пойдут за тобой,
Как за ведущей звездой.
(Н.Д. Спирина)
Перейти к слову Н.Д. Спириной
"Наш путь - будь!"
1 Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. - Москва, 1928-1958, т.56, стр.58.
2 ПСС, т.69, стр.89.
3 ПСС, т.71, стр.372.
4 ПСС, т.75, стр.70.
5 ПСС, т.76, стр.151-152.
6 ПСС, т.85, стр.57.
7 Маковицкий Д.П. Яснополянские записки. - Москва, "Наука", 1979, "Литературное наследство", т.90, кн.2, стр.449.
8 ПСС, т.67, стр.169.
9 ПСС, т.77, стр.180.
10 ПСС, т.77, стр.211.
11 ПСС, т.72, стр.276.
12 ПСС, т.52, стр.26.
13 Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 20 томах. - Москва, 1960- 65, т.19, стр.346.
14 ПСС, т.53, стр.179.
15 ПСС, т.55, стр.223.
16 ПСС, т.80, стр.60.
17 20-томник, т.16, стр.188.
18 ПСС, т.51, стр.28.
19 ПСС, т.70, стр.121.
20 ПСС, т.90, стр.150.
21 ПСС, т.74, стр.83.
22 Маковицкий, кн.1, стр.108.