Отдавая дань памяти Наталии Дмитриевне Спириной, мы не можем не помянуть тот Высокий Дух, к которому она обращалась в трудную минуту за помощью и кого почитала среди ближайших Помощников человечества.
| |
|
Вспомним притчу, как двое, один — Святой Николай, другой по имени Касьян, были призваны к Богу. Касьян пришёл скоро, а Николай опоздал. Да и предстал он перед Господом в перепачканной одежде, тогда как Касьян оставался чистым. Когда же Николай стал держать ответ, то оказалось, что он на своём пути помогал всем попавшим в беду: кому-то дорогу указал, чью-то лошадёнку поддержал. Потому опоздал и выпачкался. Ну а Касьян? Ему тоже были случаи оказать помощь, но он не стал этого делать, ведь он спешил к Господу! Каково же было решение Всевышнего? А Он сказал: «Тебе, Николай, будут люди воздавать честь два раза в год. А тебе, Касьян, — раз в четыре года, на 29 февраля». Кто же этот святой, что заслужил такую любовь, начиная от Сил Высших, до простого бедняка? У нас есть возможность одним глазком взглянуть на те места, где жил и трудился Святой Николай, епископ Мирликийский. Это побережье Малой Азии, сохранившее исторические остатки античных городов, которые видел в своё время Святой Николай.
|
|
Святитель Николай родился во второй половине III века в городе Патары, области Ликии в Малой Азии. От ранней юности он помогал людям и старался делать это незаметно, пока не вступил в управление Мирликийской епархией. Тогда он сказал себе: «Теперь, Николай, твой сан и твоя должность требуют от тебя, чтобы ты всецело жил не для себя, а для других!» С тех пор он уже не скрывал свои деяния. А они были не малые. В это время христианская церковь переживала тяжкие испытания: гонения на верующих, ереси, всевозможные эпидемии, голод и вражеские нашествия. И во всех случаях архиепископ Мирликийский был воплощённой помощью Свыше. На близость Святого Николая к Наивысшему указывала Е.И. Рерих в письме к Н.И. и Б.Н. Абрамовым. Елена Ивановна повторяет услышанное Ниной Ивановной: «Скажи Николе Угоднику, а он скажет Самому Спасу», — и комментирует: «Здесь указана близость Угодника к Спасу...» (Письма Е.И. Рерих., т.9, с. 316). Потому и местное предание Никейской церкви особо выделяло Святого Николая из числа 318-ти отцов церкви, которые считались её покровителями. Эту близость Николая ко Господу мы «читаем» и на иконах, где Святитель изображается среди апостолов, с евангелием в левой руке — знаком его пастырского служения, символом воплощения Святого Духа. На других иконах мы видим Святого Николая рядом с Богоматерью, держащей на руках Младенца Христа. Таким образом, Святой Николай является в числе троицы ближайших помощников Божиих. Со смертью Николая Мирликийского 19 декабря 342 года его помощь не уменьшилась и слава о нём разнеслась по всему свету. Такая всемирность Угодника нашла своё выражение в памятнике ему в Мирах, где он изображён стоящим на земном шаре. Служение Мирликийского архиепископа поистине не знает границ — ни временных, ни национальных. Мы все хорошо знаем харбинскую историю о «старике с вокзала».
|
|
Можно предположить, что слава о Святом Николае скоро дошла и до многострадальной России. Может быть, это произошло так, как в притче Алексея Ремизова, где святому говорится: «Время жатвы пришло, пробудись, стань и иди на свою землю!» Это был Верхний Путь. Земной же проходил по привычному всем — «из Варяг в Греки» /А. Ремизов. Звенигород окликанный/. Особенное положение Святого Николая на Руси сложилось, конечно, не сразу, и началось оно с проникновением на Русь христианства. Уже в 872 году имя «Николай» получил при крещении первый из христианских русских князей — Аскольд. Убитый Вещим Олегом, Аскольд был похоронен за городом, и на его могиле возвели каменный храм во имя Святого Николая. После крещения Руси в 988 году князем Владимиром Николай становится одним из самых любимых святых в Русской земле. Русские люди не случайно выделили его из сонма христианских святых, особо чествовали и чаще, чем к другим, обращались к нему за помощью. Такое исключительное положение, которое занял святой на Руси в сознании народа, было связано с его духовными качествами, близкими духу самих русских людей. Его сострадание и желание помочь делало его близким для всех без исключения! Как говорили в народе: «Бог высоко, а Никола близко!» Потому очень скоро Святой Николай становится истинно народным святым, или, как говорит Ремизов, «русским Богом». А ещё он называет Его «тёплая пламень», «очиститель огнём». Но это уже тайна. Время после крещения было на Руси более языческим, чем христианским, потому и вновь прибывшего святого народ связывает с привычным для него образом былинного героя Микулы (Николы) Селяниновича. Для земли он — скорый помощник, покровитель земледелия, домашних животных, пчёл. Также он охранитель всех странствующих, плавающих, и не только по дорогам земли, но и по путям жизни. Особенное празднование Дня Николы приходилось на 19 декабря и носило название Дня Николы зимнего, или «Сухого», когда «сухим» становился санный путь по рекам. В 1087 году произошло перенесение останков святого из города Миры в город Бари в южной Италии. В Киеве близко к этому времени, в 1090 году, случилось чудо. В Днепре утонул ребёнок, но по молитве Святому Николаю он ожил. Ребёнок был найден уже не в реке, а перед иконой святого в Софийском соборе. Икона получила название «Николы Мокрого», а на Руси был введён праздник «Перенесения мощей Святого Николая Мирликийского» на 9 мая — день Николы Вешнего, или Мокрого. Греческая церковь не приняла этого праздника, так же, как западные и часть южных славян, подпавших под католическую церковь. По сложившейся ситуации и по усердию поклонения среди православных христиан Николай Чудотворец с конца ХI века стал как бы русским святым. Храмы и монастыри в его честь появлялись во всех крупных городах Руси. Обыкновенно они ставились на самом видном месте, а также на переправах, возле дорог, на торгу. Многие малые городки и поселения строили соборные храмы в честь Святого Николая в качестве главных городских храмов и называли их «Домом Святого Николы». Это была «киевская волна» распространения Святого Николая на Руси. В конце её, во второй четверти ХIII века, перед самым нашествием Батыевых орд, из Новгорода в Рязань был пронесён корсунский чудотворный живописный образ Святого Николая, который стал знаменит по месту своего пребывания как Никола Зарайский. Икона была выдвинута в качестве оберега на границу с Диким полем. Святой изображён на ней с раскрытыми руками, словно он пытается остановить дикое нашествие. И, может быть, стараниями угодника лавины кочевников скоро утихли. Борьбу русского народа с татаро-монгольским нашествием с ХIV века возглавила Москва. Ставший к тому времени и «Московским», Святой Никола (а имя его происходит от слова «победа» — «победе тезоименит») всё более приходится по душе русскому воинству. Всё больше боевых знамён стало нести на себе лик Святого Николая. А в каких-то событиях мы видим его прямое участие. Так, когда московский князь Дмитрий в 1380 году шёл на битву с Мамаем, недалеко от Москвы, в местечке, получившем по этому событию название «Угреши», Дмитрию явился образ Святого Николая, который «угрел» сердце князя. После победы Дмитрий, теперь уже Донской, заложил здесь Николо-Угрешский монастырь, а в нём храм в честь Святого Заступника.
|
|
После освобождения от татаро-монгольского ига Московская Русь оказалась перед опасностью с запада. В этот период Москва спешно строит в пограничных с Литвой и Польшей районах крепости, а также монастыри, которые часто бывают посвящены небесному заступнику Николе. Так создаётся линия городов-крепостей, где главной крепостью обороны становится Можайск — «Дом Святого Николы». (Город Можайск впервые упоминается в 1231 году.) Теперь на западную границу выдвигается икона-оберег. Но теперь в руках у Святого Николая не евангелие, как это было до сих пор, а меч! И город. Скорей всего это не какой-то конкретный город, а вся Русь, которая издавна называлась «Гардарика» — «страна городов». Образ был необычен и тем, что он был вырезан из дерева. Кроме того, он оказался чудотворным. Появление такого образа до сих пор остаётся загадкой для исследователей. Судя по датировке, это случилось в конце ХIV — начале ХV века, а скорее в 1409 году, когда Можайск осаждал Едигей. На радость можайцам, горячо молившимся в Никольском храме, святой встал над городом с поднятым мечом в правой руке и городом в левой. Враг бежал. Известны неоднократные случаи такой помощи. После этого фигура святого защитника, вырезанная из дерева, появилась над входом в крепость. И в течение двух веков, пока скульптура стояла здесь, Можайск ни разу не был покорён врагом — до тех пор, пока образ Николы Можайского не был унесён из города. А произошло это в Смутное время, когда город со всеми жителями был уничтожен поляками. Уцелели только Старый белокаменный Никольский собор да надвратная Никольская часовня. Через 6 лет после «пленения», в 1619 году, образ вернулся в Можайск. Случилось это после заключения Деулинского перемирия, о чём сообщает русская хроника. И снова два мирных века — до нашествия Наполеона. В конце ХVI века Можайск был весьма значительным городом: в нём 12 тысяч жителей, 16 монастырей, 75 церквей, 400 торговых лавок. Это было обусловлено большим притоком паломников к Николе Можайскому: в летние месяцы на каждого жителя Можайска приходилось по одному приезжему. Москвичи повторили образ Николы Можайского на Никольских воротах Московского Кремля. В послереволюционные годы этот образ должен был быть уничтожен, но, как теперь выяснилось, его только заделали штукатуркой, и совсем недавно он был открыт заново. Теперь Святой Никола снова на своём посту. Изображение Святого Николы имелось и на знамёнах Ермака Тимофеевича. Небесный покровитель как бы брал под свою защиту вновь обретённые земли, становясь Защитником православной Сибири.
|
| |
|
В 1779 — 1812 годах в Можайске из материала разобранной можайской крепости строится новый Никольский собор. В этом соборе и находился резной образ Николы Можайского. Во время наполеоновского нашествия скульптура была спрятана: её зарыли под полом храма. Когда враг отступил, образ Николы предстал в разорённом французами храме во всём своём величии, осыпанный драгоценностями, обложенный серебром и золотом. В конце ХIХ века один исследователь русского искусства писал об этом образе: «От древних лет Благодать Божия всегда изливалась неоскудно от святой Можайской иконы. С верою приходящие к ней получают исцеление от недугов, утешение в печалях, скорую помощь и небесное предстательство в бедах, избавление от напрасной смерти и многие знамения и действия Милости и Благодати Божией по молитвам Святителя». С 1933 году образ Николы Можайского находится в Третьяковской галерее (в запаснике). Но Можайск не остался без своего защитника: изображения святого имеют все храмы города. А недалеко от места бывшей крепости, на площади, стоит скульптурное изображение Николы Можайского работы известного скульптора В. Клыкова. И, как встарь, тысячи людей произносят в трудную минуту жизни: «Святый Никола Можайский — помоги!»
|
|
Среди художественных работ Николая Константиновича Рериха есть посвящённые Святому Николе. На картине «Три радости» (1916) — «сам Никола Чудотворец стада уберёг...» На другой — «Никола» (1916) — «Св. Никола идёт из храма посмотреть, что на земле творится!» (Н.К.Рерих — М.К.Тенишевой). «А другой — белый и старый, с мечом и со градом. Конечно, Никола святитель!» (Рерих. Сны). Это картина «Святой Николай» (1920). Но есть ещё картина «Белый город» (1916), где пейзаж в точности такой, как на картине «Никола», но вместо Угодника Божьего мы видим грозного Архангела. Да вот ещё одна деталь — храм повернулся к зрителю открытой дверью. Не здесь ли ждёт нас тайна, о которой обмолвился Ремизов, о которой сказалось у Рериха? — «Тайностью Он дал знак ко благу. В дерзании Он напомнил о Несказуемом...». «Чудотворец! Яви грозный лик! Укрой грады святым мечом! Ты можешь! Мы стоим без страха и трепета». (Н.К. Рерих. Сон.)
|
Л И Т Е Р А Т У Р А:
1. Рерих Е.И. Письма. Т.9. М.: МЦР, 2009. — С. 315, 316.
2. Мокеев Г.Я. Можайск — священный город русских. М.: Кедр, 1992.
3. Семеник Д. Путеводитель по русским городам. М.: Паломник, 2010.
4. Ремизов Ал. Звенигород окликанный. Кн. первая. М., 1993.