Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Великодушие и любовь есть питание сердца, без этих энергий сердце засыхает.
Рерих Е.И. Письмо от 19.08.1937

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Рериховское движение. Публикации
Никола Русский

21.06.2011


Н.И. Кулакова

Отдавая дань памяти Наталии Дмитриевне Спириной, мы не можем не помянуть тот Высокий Дух, к которому она обращалась в трудную минуту за помощью и кого почитала среди ближайших Помощников человечества.

Святой Николай, Угодник Божий, чем же он так прославился, что почитается более других святых?


Икона Николая Чудотворца, привезённая Н.Д. Спириной из Харбина


Родина Н. Мирликийского. П-ов Малая Азия, Ликия /3 тыс. до н.э./. Симена


Симена


Симена. Усыпальница


Мира — один из городов  Ликийского союза. Некрополь


Вспомним притчу, как двое, один — Святой Николай, другой по имени Касьян, были призваны к Богу. Касьян пришёл скоро, а Николай опоздал. Да и предстал он перед Господом в перепачканной одежде, тогда как Касьян оставался чистым. Когда же Николай стал держать ответ, то оказалось, что он на своём пути помогал всем попавшим в беду: кому-то дорогу указал, чью-то лошадёнку поддержал. Потому опоздал и выпачкался. Ну а Касьян? Ему тоже были случаи оказать помощь, но он не стал этого делать, ведь он спешил к Господу!

Каково же было решение Всевышнего? А Он сказал: «Тебе, Николай, будут люди воздавать честь два раза в год. А тебе, Касьян, — раз в четыре года, на 29 февраля».

Кто же этот святой, что заслужил такую любовь, начиная от Сил Высших, до простого бедняка?

У нас есть возможность одним глазком взглянуть на те места, где жил и трудился Святой Николай, епископ Мирликийский. Это побережье Малой Азии, сохранившее исторические остатки античных городов, которые видел в своё время Святой Николай.


Мира. Усыпальница


Театр  Мира


Вход в театр


Храм св. Николая в Мира


Вид изнутри


Вид изнутри


Храм св. Николая. Анталия


Усыпальница


Св. Николай


Чудеса св. Николая. Клеймо иконы


Картина И.Е. Репина


Икона Божия Матерь Оковецкая


Святитель Николай родился во второй половине III века в городе Патары, области Ликии в Малой Азии. От ранней юности он помогал людям и старался делать это незаметно, пока не вступил в управление Мирликийской епархией. Тогда он сказал себе: «Теперь, Николай, твой сан и твоя должность требуют от тебя, чтобы ты всецело жил не для себя, а для других!» С тех пор он уже не скрывал свои деяния. А они были не малые. В это время христианская церковь переживала тяжкие испытания: гонения на верующих, ереси, всевозможные эпидемии, голод и вражеские нашествия. И во всех случаях архиепископ Мирликийский был воплощённой помощью Свыше.

На близость Святого Николая к Наивысшему указывала Е.И. Рерих в письме к Н.И. и Б.Н. Абрамовым. Елена Ивановна повторяет услышанное Ниной Ивановной: «Скажи Николе Угоднику, а он скажет Самому Спасу», — и комментирует: «Здесь указана близость Угодника к Спасу...» (Письма Е.И. Рерих., т.9, с. 316). Потому и местное предание Никейской церкви особо выделяло Святого Николая из числа 318-ти отцов церкви, которые считались её покровителями.

Эту близость Николая ко Господу мы «читаем» и на иконах, где Святитель изображается среди апостолов, с евангелием в левой руке — знаком его пастырского служения, символом воплощения Святого Духа. На других иконах мы видим Святого Николая рядом с Богоматерью, держащей на руках Младенца Христа. Таким образом, Святой Николай является в числе троицы ближайших помощников Божиих.

Со смертью Николая Мирликийского 19 декабря 342 года его помощь не уменьшилась и слава о нём разнеслась по всему свету. Такая всемирность Угодника нашла своё выражение в памятнике ему в Мирах, где он изображён стоящим на земном шаре. Служение Мирликийского архиепископа поистине не знает границ — ни временных, ни национальных. Мы все хорошо знаем харбинскую историю о «старике с вокзала».


Памятник св. Николаю в Мира


Икона. Перенесение мощей св. Николая


Икона. Перенесение мощей св. Николая


Храм в Бари. Италия


Частицы мощей


Икона  ХIV в.


Древний образ из Византии


Скульптура ХVII в.


Дионисий. Роспись храма в Ферапонтово ХV в.


Икона. Св. Николай с евангелием


Никола Зарайский


Икона. Св. Николай и Преп. Сергий


Россия. Древний Изборск, «Дом Святого Николы»

Можно предположить, что слава о Святом Николае скоро дошла и до многострадальной России. Может быть, это произошло так, как в притче Алексея Ремизова, где святому говорится: «Время жатвы пришло, пробудись, стань и иди на свою землю!» Это был Верхний Путь. Земной же проходил по привычному всем — «из Варяг в Греки» /А. Ремизов. Звенигород окликанный/.

Особенное положение Святого Николая на Руси сложилось, конечно, не сразу, и началось оно с проникновением на Русь христианства. Уже в 872 году имя «Николай» получил при крещении первый из христианских русских князей — Аскольд. Убитый Вещим Олегом, Аскольд был похоронен за городом, и на его могиле возвели каменный храм во имя Святого Николая.

После крещения Руси в 988 году князем Владимиром Николай становится одним из самых любимых святых в Русской земле. Русские люди не случайно выделили его из сонма христианских святых, особо чествовали и чаще, чем к другим, обращались к нему за помощью. Такое исключительное положение, которое занял святой на Руси в сознании народа, было связано с его духовными качествами, близкими духу самих русских людей. Его сострадание и желание помочь делало его близким для всех без исключения! Как говорили в народе: «Бог высоко, а Никола близко!» Потому очень скоро Святой Николай становится истинно народным святым, или, как говорит Ремизов, «русским Богом». А ещё он называет Его «тёплая пламень», «очиститель огнём». Но это уже тайна.

Время после крещения было на Руси более языческим, чем христианским, потому и вновь прибывшего святого народ связывает с привычным для него образом былинного героя Микулы (Николы) Селяниновича. Для земли он — скорый помощник, покровитель земледелия, домашних животных, пчёл. Также он охранитель всех странствующих, плавающих, и не только по дорогам земли, но и по путям жизни.

Особенное празднование Дня Николы приходилось на 19 декабря и носило название Дня Николы зимнего, или «Сухого», когда «сухим» становился санный путь по рекам.

В 1087 году произошло перенесение останков святого из города Миры в город Бари в южной Италии. В Киеве близко к этому времени, в 1090 году, случилось чудо. В Днепре утонул ребёнок, но по молитве Святому Николаю он ожил. Ребёнок был найден уже не в реке, а перед иконой святого в Софийском соборе. Икона получила название «Николы Мокрого», а на Руси был введён праздник «Перенесения мощей Святого Николая Мирликийского» на 9 мая — день Николы Вешнего, или Мокрого.

Греческая церковь не приняла этого праздника, так же, как западные и часть южных славян, подпавших под католическую церковь. По сложившейся ситуации и по усердию поклонения среди православных христиан Николай Чудотворец с конца ХI века стал как бы русским святым.

Храмы и монастыри в его честь появлялись во всех крупных городах Руси. Обыкновенно они ставились на самом видном месте, а также на переправах, возле дорог, на торгу. Многие малые городки и поселения строили соборные храмы в честь Святого Николая в качестве главных городских храмов и называли их «Домом Святого Николы». Это была «киевская волна» распространения Святого Николая на Руси. В конце её, во второй четверти ХIII века, перед самым нашествием Батыевых орд, из Новгорода в Рязань был пронесён корсунский чудотворный живописный образ Святого Николая, который стал знаменит по месту своего пребывания как Никола Зарайский. Икона была выдвинута в качестве оберега на границу с Диким полем. Святой изображён на ней с раскрытыми руками, словно он пытается остановить дикое нашествие. И, может быть, стараниями угодника лавины кочевников скоро утихли.

Борьбу русского народа с татаро-монгольским нашествием с ХIV века возглавила Москва. Ставший к тому времени и «Московским», Святой Никола (а имя его происходит от слова «победа» — «победе тезоименит») всё более приходится по душе русскому воинству. Всё больше боевых знамён стало нести на себе лик Святого Николая. А в каких-то событиях мы видим его прямое участие. Так, когда московский князь Дмитрий в 1380 году шёл на битву с Мамаем, недалеко от Москвы, в местечке, получившем по этому событию название «Угреши», Дмитрию явился образ Святого Николая, который «угрел» сердце князя. После победы Дмитрий, теперь уже Донской, заложил здесь Николо-Угрешский монастырь, а в нём храм в честь Святого Заступника.


Икона. Никола с Житием.


Св. Николай. Моленная икона Пр. Сергия


Древний Можайск


Крепостная стена


Образ «иже на вратех»




После освобождения от татаро-монгольского ига Московская Русь оказалась перед опасностью с запада. В этот период Москва спешно строит в пограничных с Литвой и Польшей районах крепости, а также монастыри, которые часто бывают посвящены небесному заступнику Николе. Так создаётся линия городов-крепостей, где главной крепостью обороны становится Можайск — «Дом Святого Николы». (Город Можайск впервые упоминается в 1231 году.)

Теперь на западную границу выдвигается икона-оберег. Но теперь в руках у Святого Николая не евангелие, как это было до сих пор, а меч! И город.

Скорей всего это не какой-то конкретный город, а вся Русь, которая издавна называлась «Гардарика» — «страна городов». Образ был необычен и тем, что он был вырезан из дерева. Кроме того, он оказался чудотворным.

Появление такого образа до сих пор остаётся загадкой для исследователей. Судя по датировке, это случилось в конце ХIV — начале ХV века, а скорее в 1409 году, когда Можайск осаждал Едигей. На радость можайцам, горячо молившимся в Никольском храме, святой встал над городом с поднятым мечом в правой руке и городом в левой. Враг бежал. Известны неоднократные случаи такой помощи. После этого фигура святого защитника, вырезанная из дерева, появилась над входом в крепость. И в течение двух веков, пока скульптура стояла здесь, Можайск ни разу не был покорён врагом — до тех пор, пока образ Николы Можайского не был унесён из города. А произошло это в Смутное время, когда город со всеми жителями был уничтожен поляками. Уцелели только Старый белокаменный Никольский собор да надвратная Никольская часовня.

Через 6 лет после «пленения», в 1619 году, образ вернулся в Можайск. Случилось это после заключения Деулинского перемирия, о чём сообщает русская хроника. И снова два мирных века — до нашествия Наполеона.

В конце ХVI века Можайск был весьма значительным городом: в нём 12 тысяч жителей, 16 монастырей, 75 церквей, 400 торговых лавок. Это было обусловлено большим притоком паломников к Николе Можайскому: в летние месяцы на каждого жителя Можайска приходилось по одному приезжему.

Москвичи повторили образ Николы Можайского на Никольских воротах Московского Кремля. В послереволюционные годы этот образ должен был быть уничтожен, но, как теперь выяснилось, его только заделали штукатуркой, и совсем недавно он был открыт заново. Теперь Святой Никола снова на своём посту.

Изображение Святого Николы имелось и на знамёнах Ермака Тимофеевича. Небесный покровитель как бы брал под свою защиту вновь обретённые земли, становясь Защитником православной Сибири.


Над  Никольскими воротами Московского кремля


Образ Николы Можайского


«Наступление» Николы


Никольский собор в Можайске. 1779 -1812


Никольский собор в Можайске. 1779 -1812


Можайск. Фреска на храме св. Иоакима и Анны


Вячеслав Клыков. Никола Можайский


Никольский собор в Можайске. 1779 -1812

В 1779 — 1812 годах в Можайске из материала разобранной можайской крепости строится новый Никольский собор. В этом соборе и находился резной образ Николы Можайского. Во время наполеоновского нашествия скульптура была спрятана: её зарыли под полом храма. Когда враг отступил, образ Николы предстал в разорённом французами храме во всём своём величии, осыпанный драгоценностями, обложенный серебром и золотом.

В конце ХIХ века один исследователь русского искусства писал об этом образе: «От древних лет Благодать Божия всегда изливалась неоскудно от святой Можайской иконы. С верою приходящие к ней получают исцеление от недугов, утешение в печалях, скорую помощь и небесное предстательство в бедах, избавление от напрасной смерти и многие знамения и действия Милости и Благодати Божией по молитвам Святителя».

С 1933 году образ Николы Можайского находится в Третьяковской галерее (в запаснике).

Но Можайск не остался без своего защитника: изображения святого имеют все храмы города. А недалеко от места бывшей крепости, на площади, стоит скульптурное изображение Николы Можайского работы известного скульптора В. Клыкова.

И, как встарь, тысячи людей произносят в трудную минуту жизни: «Святый Никола Можайский — помоги!»


Резная деревянная икона


Резная деревянная икона



Н.К. Рерих. «Три радости». 1916


Н.К. Рерих. «Три радости». 1916. Фрагмент


Н.К. Рерих. «Святой  Никола». 1920

Среди художественных работ Николая Константиновича Рериха есть посвящённые Святому Николе. На картине «Три радости» (1916) — «сам Никола Чудотворец стада уберёг...» На другой — «Никола» (1916) — «Св. Никола идёт из храма посмотреть, что на земле творится!» (Н.К.Рерих — М.К.Тенишевой). «А другой — белый и старый, с мечом и со градом. Конечно, Никола святитель!» (Рерих. Сны). Это картина «Святой Николай» (1920).

Но есть ещё картина «Белый город» (1916), где пейзаж в точности такой, как на картине «Никола», но вместо Угодника Божьего мы видим грозного Архангела. Да вот ещё одна деталь — храм повернулся к зрителю открытой дверью. Не здесь ли ждёт нас тайна, о которой обмолвился Ремизов, о которой сказалось у Рериха? — «Тайностью Он дал знак ко благу. В дерзании Он напомнил о Несказуемом...».

«Чудотворец! Яви грозный лик! Укрой грады святым мечом!

Ты можешь!

Мы стоим без страха и трепета». (Н.К. Рерих. Сон.)


Н.К. Рерих.  «Никола». 1916


Н.К. Рерих. «Белый город». 1916


 

Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. Рерих Е.И. Письма. Т.9. М.: МЦР, 2009. — С. 315, 316.

2. Мокеев Г.Я. Можайск — священный город русских. М.: Кедр, 1992.

3. Семеник Д. Путеводитель по русским городам. М.: Паломник, 2010.

4. Ремизов Ал. Звенигород окликанный. Кн. первая. М., 1993.




 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку