Рийна Дидвиг
На картине Н.К. Рериха «Св. Сергий Радонежский» надпись внизу гласит: «Дано Св. Преподобному Сергiю трижды спасти Землю Русскую. Первое при князе Дмитрии. Второе при Минине. Третье…»
Новая часовня, построенная на месте сожжённой
Храм во имя Преподобного Сергия Радонежского (на территории Источников).
Примерно в двадцати километрах от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде уже сотни лет несёт живительную энергию людям Источник Преподобного Сергия Радонежского, известный в народе как Гремящий. Существует много легенд о его появлении на пользу людям, и одна из них гласит, что недалеко от этого места был скит Сергия, и именно здесь он принял решение и дал благословение на Куликовскую битву. В ту же минуту из склона невысокого холма, где он стоял, забил ключ, и с тех самых пор много людей получили излечение от воды, наполненной благословением великого Святого. Вскоре на холме расцвели лунники — необычайно утончённые, светящиеся перламутром голубые цветы. Сейчас эти цветы занесены Красную Книгу.
Есть и другое предание о происхождении Источника: Преподобный Сергий направился в Киржач после того как в монастыре монахи выказали Настоятелю своё неповиновение. По дороге в Киржач (это примерно 50 км от Сергиева Посада), по преданию, находился уединённый скит. В книге «Житие Преподобного Сергия» сказано, что братья роптали об отсутствии воды. Но этого не может быть, так как скит стоял на реке Вондига, но к ней нужно было идти по крутому скользкому спуску; особенно трудно было зимой, вот братья и начали роптать. Кстати, раньше слово «роптать» значило не «высказывать недовольство», а «просить». По просьбе братии Преподобный спустился по крутому склону, остановился в размышлениях и в молитвах о Руси, стукнул посохом о землю, и на крутом склоне горы забил Источник, да такой мощный, что шум воды был слышен на всю округу.
В советское время эта территория была огорожена, там стояла воинская часть, наверняка целебная вода помогла многим нашим воинам и в мирное время. Шли годы, и наступило время новых испытаний для России. В начале 1990-х местные жители узнали, что нашлись люди с большими деньгами, которым очень хотелось воду Святого источника продавать как целительную. Хороший бы бизнес получился, с их точки зрения. Сложно было добраться до Источника, но немало неравнодушных людей поднялись на защиту Святого Источника, организовали освещение ситуации в СМИ, хотя противостоять большим деньгам было очень трудно. Так сложилось, что я была среди активных борцов, и Источник стал для меня Делом Жизни, местом, где закалялась душа.
Хочу поделиться своими наблюдениями и воспоминаниями, связанными с первыми годами моего служения у Источника.
Источники-Родники. Даже по виду Гремячие.
Когда я в первый раз я приехала к Источнику в 1983 году, шёл проливной дождь. Мы были вдвоём с другом-соратником, и оба дороги туда не знали. Это теперь я знаю всё об Источнике и дороге к нему, и то, наверное, не всё, а столько, сколько могу постичь. А тогда мы приехали на рейсовом автобусе, вышли на остановке Малинники и остались один на один с размытой дорогой, полем, расстилавшимся перед нами, и дождём, который лил нещадно. Приехала я в туфельках и лёгкой курточке. За спиной рюкзак, так как собралась туда на несколько дней. Вот и стоим, не зная дороги, хотя нам показали, в каком примерно направлении идти к Источнику. А автобус скрылся за пеленой дождя, как будто в ванной занавеску задёрнули.
Правда, вскоре дождь стал пореже, как будто ободрял нас: «Да не бойтесь вы!». Но при виде этой глиняной смеси моя храбрость таяла, как снег под дождём. Ну и пошла я в своих туфельках, и вижу: за ближайшими кустиками — о чудо! — аккуратно лежат моего размера резиновые сапоги. Я не поверила своим глазам: кто же это так заботливо там их оставил? Это я потом уверовала, что чудеса здесь (да и не только здесь) случаются чаще, чем полнолуние.
Часовня - весеннее половодье.
Дорожка от часовни к источникам. Весна.
Поблагодарила я мысленно того, кто их оставил, и мы пошли дальше. И вот дошли почти до места (но этого мы не знали, оставалось каких-нибудь 300–400 метров, а незнакомая дорога всегда такой длинной кажется), оставили вещи под елью и дальше пошли уже налегке, посмотреть: не заблудились ли? Если бы не сапоги, я могла бы простудиться, да и туфли мои были бы безнадёжно испорчены. Это я сейчас знаю, что то была не летняя дорога (там есть зимние и летние дороги): та дорога, по которой мы шли к Источнику в первый раз, летом как раз самая непроходимая, во время дождя она вообще в болото превращается. Прошли метров сто и увидели деревню. Деревня называлась Взгляднево. И действительно, перед Источниками она как будто вглядывается в человека: а кто ты и с чем пришёл? Там я и познакомилась с бабой Катей.
В 1991 году я взяла дочку Инге, и мы поехала на Источник; где-то за километр до него у дочки глазки «встали» на место, а у неё было настолько сильное косоглазие, что зрачки не удерживались на месте.
В 1998 году во время майских праздников у Источника ко мне подошла женщина — я тогда стояла на вахте в часовне — и очень взволнованно стала мне рассказывать о том, что излечилась от псориаза (как известно, эта болезнь очень трудно поддаётся лечению, можно даже сказать вообще не поддаётся, так как связана в основном с психикой и состоянием нервной системы, ну а на тонком плане, наверное, — с состоянием иммунитета, а это уже зависит от состояния психической энергии). Я мельком взглянула на её руки — видно было, что у неё сильно поражена кожа, и не только рук, — и подумала про себя: что же такое у неё было и значит ли, что она от этого излечилась? Женщина поймала мой взгляд, улыбнулась и объяснила, что это было, но сейчас она приехала на Источник во второй раз, уже на длительное время, вместе с мужем и маленькой дочкой, которой было годика полтора, и остановились они уже с палаткой, чтобы пролечиться осознанно, получить опять тот же положительный результат, который когда-то она утратила по невежеству и незнанию того, как надо принимать и осознавать чудеса. Да, кстати, мало кто из нас умеет это делать — осознавать чудеса. Мы все знаем, верим незыблемо, что чудеса есть. Вот только если они случаются в нашей жизни, то принять это ох как трудно! Надо иметь очень высокую, духовную структуру души, да и хладнокровие тоже. Чаще всего начинаем на бытовом уровне себе что-то объяснять, как бы успокаивая.
Вот рассказ той женщины. Вместе со знакомыми она, как и все, приехала посмотреть на интересное место (слава об Источнике уже начала греметь). Не было у неё ни помыслов об излечении, ни просьб, ни жалоб на судьбу, она давно уже примирилась со своей болезнью. Как все другие люди, она искупалась, попила водички, а потом уехала домой, довольная увиденным. На душе было легко. Через пару дней она заметила, что участки поражения кожи стали уменьшаться, и вскоре на их месте образовалась новая, здоровая розовая кожица. Она удивилась и сразу же связала чудесное излечение с Источниками. Но… не умеем мы ни чудеса принимать, ни благодарными быть, ни сохранять полученное. Женщина не изменила своего образа жизни и мышления, не поблагодарила, не закрепила хотя бы питьём этой воды. И конечно же, всё вернулось обратно.
Но к тому моменту, когда я её увидела, она уже знала путь к выздоровлению и просила, надеялась и была готова к этому не только физически, но и нравственно. Ведь чудеса так просто не даются, за всё надо платить. Только мы не всегда понимаем, что платить-то нам предлагают нашими пороками: освободиться от них здесь, на Святом месте. И тогда мы получим двойное исцеление. А чаще всего платить надо БЛАГОДАРНОСТЬЮ, а это качественно иное, духовное действие.
Теперь та женщина уже не только купалась, но и молилась. Каждый день она приходила к часовне, и мы подолгу с ней беседовали. (Почему-то посетители святых мест считают, что человек, который как-то причастен к этому месту, например, стоит в часовне, выслушает и обязательно поможет.) К концу «отпуска» у неё и следа не осталась от страшных язв, и она уехала домой уже обновлённая, и это обновление было не только физическое.
Правда, больше женщина не приезжала, во всяком случае, я не видела её. Часто люди, получившие чудесную помощь, потом об этом забывают, принимая её как нечто законное. При этом всё-таки даётся по вере: в деревне рядом с бабой Катей живёт женщина Наташа, больная той же болезнью, но Источники для неё — просто вода, причём они мешают ей жить спокойно из-за большого наплыва народа. И исцеления не происходит.
На краю деревни стоял дом, развалина, а не дом. Как мне рассказывали, там жила женщина, умершая в преклонном возрасте. Ещё в раннем возрасте у неё обнаружили рак. Тогда, как и сейчас, это был приговор. Кто-то из старожилов посоветовал родителям отвезти дочь на Источник — тогда он в народе именовался Гремячьим Водопадом, — что они и сделали. Первый же месяц пребывания здесь дал ошеломляющий эффект, и родители решили купить в деревне дом, в котором их дочь дожила до старости. Я уже не застала ту женщину в живых, она умерла в преклонном возрасте, родственников у неё не было, и свой дом она отдала священнику, который проводил её в последний путь.
В середине 1980-х гг. я встретила здесь мужчину в военной форме, приносившего зимой к подножию Источников розы. Не с первого раза, но всё же я его спросила, кому и почему цветы. Очень часто людям необходимо с кем-нибудь поговорить, поделиться. Оказалось, что мужчина вылечился от рака горла. Жил он на севере и уже готовился к операции. Одна пожилая женщина посоветовала ему поехать «на край света» — в Московскую область, на Святые Источники Преподобного Сергия Радонежского. Он поехал и пробыл в деревне неделю, а когда поехал обратно, то взял с собой воду. Ему полегчало, тогда он вернулся, взяв два месяца отпуска. Жил здесь и постился, правда, вынужденно: в деревне нет магазина, а жители мясом не кормят, только овощами да молоком. Когда он вернулся, опухоль уменьшилась вдвое. Операция не состоялась, да и в облучении не было нужды. Вот с тех пор он ездит сюда каждый год, с благодарностью приносит цветы. Прикоснувшись к чуду, он, наверное, и сам изменился.
Жизнь моя в те годы была накрепко связана с Источником (иногда люди говорят «Источники», так как там из-под земли бьёт семь струй). Часовню сожгли, и место, казалось, опустело. Нужно было строить новую часовню, и мы, несколько энтузиастов, с глубокой верой, что это дело правое, взялись за эту непосильную по нашим земным возможностям работу. Она была бы непосильной, если бы мы были одни и сами по себе, но всё время мы знали и чувствовали помощь Высших Сил, хотя приходила она иногда совсем, казалось бы, по-земному.
Я отправилась в далёкую Сибирь, а точнее, в отдалённые районы Горного Алтая, где растут вековые кедры и лиственницы высокоценных пород. Деньги, необходимые для приобретения строительного материала, были собраны, и я со всем рвением пустилась в переговоры с местными деловыми людьми, стараясь подешевле приобрести нужную древесину, рассказывая им об Источнике и его целительных свойствах, о том, что возникновение Святого Источника связано с именем Сергия Радонежского. Надо заметить, что Горный Алтай — это место, где довольно мирно уживаются разные религии, и христианство даже преобладает в некоторых районах, хотя большинство населения Алтая исповедует свою древнюю веру — Белую. Согласно Белой вере, естественные источники считаются святыми, а потому я встретила понимание даже у деловых людей. Я потому упоминаю те события, что немало чудесного случилось тогда, не обо всём и писать-то можно, может быть, когда-нибудь и напишу…
В результате всех усилий лес был доставлен к месту назначения, а потом и новая часовня отстроена, хотя каждый шаг давался нам ой как непросто. Однако мой опыт показал, что Чудеса есть и Помощь приходит, особенно если мы осознаём эту Помощь.
Щит - на подступах к Источнику.
Храм Преподобного Сергия Радонежского.
Сегодня к Источнику по-прежнему приходит и приезжает, когда дороги позволяют, множество людей. Особенно людно здесь летом в православные праздники, а зимой приходят и приезжают сюда окунуться в холодную крещенскую воду. У дощатого тротуара, ведущего к Часовне Сергия, стоит Щит, мимо которого трудно пройти равнодушно, на нём написано: «6.10.1982 года исполнилось 600 лет со дня кончины Святого Преподобного Сергия Радонежского (1314–1982). Не было на Руси человека большей духовной крепости, нравственной силы, душевной праведности. Благодарственная память народная нарекла Сергия Великим Молитвенником и Хранителем земли Русской. Всю свою долгую жизнь служил он Богу и Родине. То были времена тягчайшего порабощения и унижения нашего народа. И худшим поработителем было не татаро-монгольское иго, а чувство собственной национальной неполноценности, духовное бессилие, душевная растерянность. Некогда Великая Русь разлагалась на скопище враждующих княжеств. Под пятой очередного хана отечественные князья уподоблялсь стае стервятников, рвущих друг у друга лучшие куски от тела поверженной и поруганной врагом Родины. Народ прозябал в нищете и невежестве. Жили одним днём, не помня прошлого, не думали о будущем. Казалось, нет в этом мире силы, способной развеять мрак над Русскими землями. Говорят, что великому народу — даны великие испытания. Нет греха пасть под ударами судьбы — грех не подняться. Русь поднялась, ибо личный пример Сергия десятилетиями зримо и незримо напитывал Силою Светоносного духа ум и душу её народа. Его пример вернул людям веру в свои силы, пробудил Надежду на лучшее и достойное будущее, возжёг любовь к Богу и Отечеству. Сегодня, в преддверье ХХI века, Россия вершит свой окончательный, исторически заданный ей выбор. Наши времена подобны временам Сергия. Как и тогда, решаем вопрос — быть или не быть земле Русской. Тьма овладела нашим умом и сердцем, и потому вновь кажется, что нет силы обороть её. Это не так. Волей Божьей Преподобный Сергий всегда хранил, хранит и будет хранить нашу землю, лишь бы нам самим не отринуть его помощь. И как бы сегодня ни бесновалась вокруг нас тьма, пытаясь запугать или прельстить своими лживыми посулами — силу Светоносного Духа, даруемого всем нам молитвами Преподобного Сергия Радонежского, одолеть ей не дано. На том стояла, стоит и стоять будет Земля Русская».