Сотрудники Сибирского Рериховского общества постоянно разрабатывают и проводят различные тематические занятия со школьниками и дошколятами в Новосибирске и на Алтае. О таких занятиях рассказывает экскурсовод Татьяна Павловна Осипова.
Верхний Уймон — небольшое село на Алтае, которому уже около трёхсот лет. Оно имеет необычную историю происхождения — вернее, таких историй несколько, и все их знает каждый житель села. По одной из версий, несколько семей шли в поисках загадочной страны Беловодье, и уже потеряв надежду найти сказочную страну справедливости и счастья, пришли в долину, окружённую со всех сторон горами и водами Катуни. Прекрасная долина настолько понравилась уставшим от долгих бесплодных поисков людям, что они решили остаться здесь жить.
По другой легенде, люди, не захотевшие принять изменений в религиозных вопросах, твёрдо решили сохранить веру своих дедов и прадедов, целыми селениями бежали в поисках уединения от преследований церкви за свою непокорность. После долгих поисков беглецы пришли в богатую травами, дичью, рыбой долину, которая их приютила и укрыла от гибели. Потомки первых основателей села до сих пор живут здесь. Они и сейчас называют себя староверами, хотя с того времени многое изменилось в их жизни.
Село необычно ещё и тем, что сюда 90 лет назад приходила экспедиция Н.К. Рериха. Восхитившись чистотой и великолепием алтайской природы, Николай Константинович предсказал прекрасное будущее Алтаю.
Дом, где останавливался Н.К. Рерих, сохранился. Сейчас этот дом восстановлен, и здесь находится Музей, носящий имя Н.К. Рериха.
Между нами, сотрудниками Музея, и селянами давно уже сложились тёплые отношения, особенно со школьниками. Вот уже несколько лет разрабатываются и согласовываются с учителями школы программы проведения занятий с детьми на самые разные темы: патриотические, нравственные, познавательные. В последнее время специалисты разных профессий проводят для старшеклассников мастер-классы.
Малыши любят забегать в Музей, чтобы посмотреть фильм или коллекцию минералов в витринах, просто рассказать что-то интересное. Эти малыши растут вместе с Музеем. Они знают, кто такой Рерих, а дети постарше, которые уже учатся в начальных классах, порой рассказывают о Николае Константиновиче и его экспедиции подошедшим посетителям, пока те настраиваются на экскурсию. Интересно слушать даже нам, экскурсоводам, детские непосредственные суждения о посещении села знаменитым художником.
На занятия (чаще мы их называем «беседами») в Музей дети приходят всем классом. Наши беседы обязательно сопровождаются показами видеофильмов или слайд - программ.
Хочется рассказать о последних встречах с детьми, вернее о том, что особенно запомнилось нам во время таких встреч в апреле 2015 года.
Прошедший 2015 год был знаменательным — годом 70-летия Великой победы над фашизмом. К этому событию и было приурочено наше занятие «Сибирские дивизии. Засекреченный подвиг» в уймонской школе.
Фильм с самого начала, с первых же слов ведущего журналиста захватывает сознание зрителей: «История Великой войны даже сейчас… много лет спустя после её окончания, хранит множество тайн. В прежние годы на вопросы о том, кто были спасителями Москвы, кто победил в Сталинграде, советские люди отвечали не задумываясь: «Сибиряки, конечно!» В народе знали, что в самые критические моменты, когда враг уже одолевал, в дело пускали сибирские дивизии — последний козырь ставки Верховного Главнокомандования. Высочайшая боевая репутация воинов-сибиряков не подтверждена официально, но старшее поколение верило в воина-сибиряка как в ангела-хранителя. Мы нашли способ проверить легенду о воинах-сибиряках. Она оказалась правдой…».
Дальше шли кадры военной хроники, на которых запечатлена война во всей её неприкрытости, жути и бесчеловечности, с одной стороны, и с другой — свидетельства подвига русского воина, его мужество, поражающее воображение зрителя, могучая сила духа и любовь к Родине.
«Все завоеватели, которые нападали на нашу страну, знали, что «главное в победе над русскими — сломить их дух». Знал это и Гитлер, когда пошёл на Россию войной. И вот как раз это сделать оказалось невозможно».
Причём мужеству сибиряков поражались даже враги, не понимая, как можно идти под пули, на танки — во весь рост!
Я наблюдала незаметно за детьми, за их реакцией на происходящее на экране. О войне современные школьники мало что знают, и этот фильм стал не просто открытием для них — своего рода потрясением! Надо сказать, мы часто говорим им о мужестве русского человека, но сегодня речь шла именно о сибиряках, об их земляках, и это было что-то совершенно особенное для них…
Это было очень заметно по реакции детей после просмотра фильма. Какое-то время стояла тишина, потому как детям надо было прийти в себя. Заметное чувство гордости за своих земляков появилось у них, когда дети узнали, как панически фашисты боялись воинов-сибиряков. Как только во время боя враги понимали, что перед ними были сибиряки, страх охватывал их. «Сибирские медведи!» — в ужасе кричали они и, деморализованные этим страхом, были не способны уже дальше вести бой.
Дети с гордостью стали рассказывать о своих прадедах-фронтовиках. Война бедой посетила почти каждый дом, каждую семью. Каждый современный ребёнок, в семье которого был фронтовик, с почтением относится к пожелтевшим листочкам-письмам, пришедшим с фронта, похоронкам, фотографиям, бережно хранимым в семье, гордится своими воевавшими родственниками. Это очень чувствовалось, когда дети наперебой, с восторгом говорили о них то немногое, что знали сами. Говорили как о героях. Для них все солдаты, защищавшие Родину, были героями.
После просмотра фильма ребята сделали вывод: какое это непростое место — сибирская земля! Особенное ещё и тем, что и народ на ней живёт особый: работящий, мужественный, крепкий духом и здоровый телом, а главное — крепкий своей нравственностью. И школьники ощущали заметную гордость не только за героическое прошлое сибиряков, но и за свою принадлежность к этой земле.
Выводы детей подтверждают и слова маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского: «Лучше воинов, чем сибиряки, мало в мире, поэтому рука невольно пишет эти слова с большой буквы».
Глядя в детские горящие глаза, я вспомнила слова Рериха: «Не перевелись богатыри на Руси! Народились и новые… только силы своей могучей ещё не осознают!»
Закончили мы разговор о войне стихами:
В Сибири не было войны —
С тем согласиться я готов.
В Сибири не было войны,
Но славилась Сибирь полками,
И сердце Родины — Москву —
Пришлось прикрыть сибиряками!
В Сибири не было войны,
Но на полях под Сталинградом
Лежат сибирские сыны,
Как и в болотах Ленинграда.
В Сибири не было войны...
Сибирской гвардии солдаты
Прошли от Курска до Москвы
В Берлин, ломая супостата!
В Сибири не было войны?
Поправ пятой фашизма знак,
Как символ мира над Берлином
Стоит с ребенком сибиряк!
В Сибири не было войны…
* Автор стихотворения («Сов. Сибирь», 24 марта 1995) - новосибирец Владимир Шевчук, выпускник Томского артиллерийского училища, воевал на Калининском фронте, затем под Сталинградом, в Польше. - ред.
После беседы дети не торопились покинуть Музей, они захотели пройти на второй этаж, походить по залам. У Знамени мира надолго задержались, слушая рассказ о высоком всепланетном значении этого символа, цель которого — объединить все народы и утвердить на планете Мир и Красоту. К этому призывал Рерих всё человечество. Рассказ произвёл сильное впечатление на ребят, ведь перед их глазами ещё стояли страшные кадры фильма о войне, самой жестокой в истории человечества.
Далее завели разговор о космонавте, который недавно посетил наш Музей, а значит, был в их селе!
— Скажите, это правда, что к нам в Уймон приезжал космонавт? Расскажите о нём!
Оказывается, дети об этом узнали совсем недавно, от экскурсовода во время открытия в сельском Доме Культуры выставки художников-космонавтов, замечательные картины которых очень хорошо известны в России — А.А. Леонова и В. Джанибекова.
Действительно, осенью 2014 года Музей Рериха в Уймоне посетил лётчик-космонавт (бортинженер) Ревин С.Н., который не понаслышке знает о Н.К. Рерихе, а читает его произведения, знаком с творчеством Николая Константиновича и мировоззрением, пришедшим к нам через семью Рерихов. Рассказала об этой встрече, о своих впечатлениях, об удивительном госте. Ребята этому факту были приятно удивлены.
Наша встреча со школьниками очень затянулась в тот день, они ушли радостные, обогащённые новыми знаниями.
Хочется рассказать ещё об одном немаловажном моменте, который наглядно характеризует, каким сильным было желание у детей прийти на занятия, посмотреть необычный фильм о сибиряках, выразить своё восхищение подвигом воинов-земляков. Вдруг перед приходом очередного класса в селе (и в Музее тоже!) отключили электроэнергию (такое там случается довольно часто), что грозило срывом нашей беседы, а наш движок никак не хотел заводиться. Пока механик разбирался, в чём причина, дети заволновались и хором стали скандировать, стоя на улице перед входом в Музей: «Движок, заведись!» И дружно закричали «Ура!», когда он неожиданно и, как нам показалось, радостно загудел. И эта очередная встреча со школьниками также прошла прекрасно.
С детьми младших классов в те дни проводили беседы о Колоколе Мира. Малыши прикоснулись к истории происхождения акции — строительства арки Колокола Мира во многих странах нашей планеты, узнали, что стало причиной этому движению.
А появление Колокола Мира тесно связано со скорбными событиями августа 1945 года, когда американцы сбросили страшные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки, в результате чего тысячи людей пострадали. Рассказали детям об истории японской девочки, которая после этой атомной бомбёжки заболела лучевой болезнью. Тогда люди впервые столкнулись с таким неизвестным заболеванием, и врачи не могли ничем помочь девочке. Она умирала, но она очень хотела жить! Однажды девочка услышала древнюю японскую легенду о том, что если человек сделает тысячу бумажных журавликов, то он будет долго жить на земле. И девочка стала делать журавликов днём и ночью. Но она так и не успела сделать их все — она умерла. Узнав об этой печальной истории, дети из многих стран стали присылать бумажных журавликов в Японию. В результате чего тысячи белых журавликов укрыли могилу девочки.
Вот тогда, потрясённые этой историей, дети всего мира, по примеру японских детей, стали собирать медные монеты и присылать их в Японию. Дети мечтали сделать Колокол Мира мощным средством против войны, чтобы звон Колокола призывал всех людей Земли к миру. И самый первый Колокол мира был отлит в Японии. Так дети Земли выразили свой протест войне.
В разных странах стали появляться Колокола Мира, звон которых в определённые дни звучит над всей планетой и призывает народы всех стран объединиться и научиться дружить. Ведь без дружбы нет мира на нашей планете, а без мира нет счастья! Люди должны скорее понять это, чтобы дружбой победить войну.
Малышей очень тронула история японской девочки, порадовала отзывчивость детей нашей планеты и поразили своим разнообразием Колокола в самых разных уголках нашей планеты. Они были очень разные по форме, цвету, размеру — от огромных до самых маленьких. Единственное, что огорчило детей — невозможность услышать звон этих колоколов.
Так уймонские школьники стали частичкой мирового движения за мир через принятие чужой боли, через сострадание к людям, попавшим в беду. На наших глазах естественный протест против войны и несправедливости зарождался в чистых детских сердцах.
Но уймонские дети всё же услышали тогда, на занятии в Музее, звон колокола, правда, маленького, но настоящего! Потому что сделан он был из того же металла и по подобию большого Колокола Мира, установленного в 2009 году на территории Музея Н.К. Рериха в Новосибирске. Этот колокол дети тоже увидели на экране.
Каждый ребёнок с огромным волнением и радостью брал в руки этот колокольчик, загадывал желание о благе мира и трижды звонил в него, веря, что детское желание обязательно исполнится. Так оно и есть. Только всему свои сроки.
По окончании занятий один из мальчиков спросил: «А где у вас находится последняя картина, которую написал Рерих?» Меня удивил этот вопрос и одновременно порадовал. Значит, этот мальчик уже не один раз бывал в Музее и многое знает не только о Рерихах, но и о картинах Николая Константиновича. Всем классом дети поднялись в зал на второй этаж, где находилась картина «Приказ Учителя», и поговорили о ней.
Малыши из детского сада «Колокольчик» уходя, попросили рассказать, что за «флаг» развевается над Музеем. Мы вышли на улицу и поговорили о Знамени Мира, которое оберегает школы, музеи, театры, библиотеки, о том, как важно, чтобы и в мирное, и в военное время они особенно охранялись. Все эти учреждения – и образовательные, и культурные - очень нужны людям. В общих чертах дети всё поняли.
На такой волне закончились наши занятия с детьми, но не встречи, которые предстоят в дальнейшем! Два года назад в Музей на экскурсию пришли две девушки-студентки, будущие педагоги, учатся в Барнауле. Они приехали домой на каникулы. Улыбаясь, представились нам и сказали, что когда-то и они бывали на занятиях в Музее, а сейчас уже на третьем курсе и читают книги Учения, знакомятся с основами Живой Этики.
И пусть таких встреч будет как можно больше!