Каждый библиотекарь является другом и художника и учёного. Библиотекарь — первый вестник Красоты и Знания. Ведь это он открывает Врата и из мёртвых полок добывает сокровенное слово для просвещения ищущего духа. Никакие каталоги, никакие описания не заменят библиотекаря. Любящее слово и опытная рука производят истинное чудо просвещения.
Николай Рерих. «Сокровище дома».
Первое помещение СибРО находилось по адресу улица Димитрова, дом 15, общежитие монтажного техникума. Обществу выделили одну комнату и зал для встреч. И сразу же в этой небольшой комнате, пустой, с одним столом посередине, решили создать библиотеку.
На подоконнике лежало две или три книги ― первые дары, с которых началась библиотека СибРО. Тогда же, после первых многолюдных собраний Общества, подошла милая интеллигентная женщина, имевшая опыт библиотечной работы. Она предложила свою помощь Обществу в библиотечном деле, и ей были вручены эти несколько подаренных книг. Это была Ирина Николаевна Стригун, ставшая организатором библиотеки Сибирского Рериховского Общества и её бессменным лидером до конца жизни.
Всегда благожелательная, терпимая, готовая выслушать и помочь, она имела университетское филологическое образование, обладала глубокими знаниями, прекрасно разбиралась в литературе. Вскоре в комнатке на улице Димитрова появились первые стеллажи с книгами.
Через какое-то время Общество разместилось в полуподвале Картинной галереи, со стороны улицы Свердлова, в трёх небольших комнатках, которые помнят многие. Так как в этих трёх комнатах протекала вся многогранная работа СибРО, было тесно, места не хватало. Но даже в этих условиях, благодаря Ирине Николаевне, библиотека работала как часы: три раза в неделю, причём в самое удобное для работающих людей время ― вечером. Благодаря библиотеке сложился постоянный круг читателей, активистов, помощников. И зимой, несмотря на морозы, люди регулярно приезжали даже из Академгородка и проводили вечера в подвальчике, в библиотеке, помогая Ирине Николаевне. Благодаря доброжелательной, тёплой атмосфере и умению Ирины Николаевны ненавязчиво привлекать людей к работе, силами общественных помощников делалось очень много ― писались карточки, составлялись каталоги, индексы и тематические подборки. Пополняли библиотеку всем миром. Так рос фонд библиотеки.
К тому времени, когда СибРО переезжало из полуподвального помещения в просторное здание Музея Н.К. Рериха, библиотека уже составляла несколько тысяч томов. Но Ирине Николаевне не пришлось поработать в новом прекрасном здании Музея. Она ушла из жизни 12 сентября 2002 года.
Работая рядом много лет, мы всё же очень мало знали о ней, она была очень скромной, никогда о себе не говорила. После ухода Ирины Николаевны сотрудницы Общества попросили её мужа Евгения Васильевича Стригуна, много лет работавшего главным редактором на Новосибирском телевидении, написать о её жизни. Он выполнил их просьбу.
Из книги Е.В.Стригуна «Опавшие листья».
Ирина Николаевна родилась 6 ноября 1932 года в городе Надеждинске, ныне город Серов, Свердловской области, в семье врача Зинаиды Николаевны и инженера Николая Андреевича Носовых. Счастье семьи длилось недолго, через пять лет после рождения Ирины, как от взрыва страшной силы, их, всех троих, разметало, разнесло. И семья перестала существовать. Произошло это в 1937 году. Николая Андреевича Носова ― расстреляли, Зинаиду Николаевну Носову отправили в концлагерь на девять лет. Ирочку, в её пять лет, сначала в тюрьму вместе с матерью, потом в детский спецдом для детей «врагов народа». Какими-то невероятными усилиями из этого ада Ирочку вызволила её бабушка ― Ольга Коронатовна Редькина, она была родом из семьи потомственных священников и жила в Новосибирске. Она и вырастила Ирину. Среднюю школу Ирина закончила хорошо ― с серебряной медалью. Она была очень способной, ей хорошо давались и гуманитарные, и математические науки. Очень любила читать, читала много и запоем.
Ирина окончила университетский курс историко-филологического факультета Томского Государственного университета, получив диплом с отличием.
Вместе с мужем Евгением Васильевичем Стригуном Ирина Николаевна переехала в Новосибирск. Библиотечному делу она посвятила больше тридцати лет своей жизни.
25 февраля 1991 года Ирина Николаевна приступила к созданию научно-художественной библиотеки Сибирского Рериховского Общества.
Она серьёзно и вдумчиво посвятила себя служению во имя идей философско-этического наследия семьи Рерихов, своему самосовершенствованию. И Ирина Николаевна растворилась в «Живой Этике». Исподволь Рериховские идеи стали проникать и в меня.
Шли годы. Библиотека росла, ширилась вместе с Обществом. Я часто бывал в библиотеке. Приходил к концу рабочего дня, чтобы вместе вернуться домой.
И всегда любовался, как Ирина Николаевна «жила» со своими книжками. Как перед уходом из библиотеки она приводила её в порядок, задёргивала шторки на книжных стеллажах. Как окидывала (так и хочется сказать «влюблённым») последним взглядом свою библиотеку. И когда убеждалась, что всё так, как ей надо, мы шли на остановку городского транспорта. Она как-то сказала мне: «По-настоящему я живу только в Обществе...»
Помним всегда, не расстаёмся и шлём Ирине Николаевне Стригун мысли любви, благодарности и признательности за многолетнее бескорыстное Служение Культуре в Сибирском Рериховском Обществе.
Разлука есть преддверие свидания.
Листы Сада М. Озарение, 2-VIII-8
Разлука предшествует встрече...
Листы Сада М. Озарение, 2-VII-8Мы отбираем друга у разлуки
И оставляем сердце ей в залог;
Она сдаётся; наступает срок
И торжествуют сомкнутые руки.
Когда-нибудь она, как ни перечь,
Возьмёт реванш, но только лишь на время,
До новой встречи, порождённой ею —
Разлукою — преддверьем новых встреч.
Н.Д.Спирина. Из сборника «Перед Восходом»
6 ноября 2013.