Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Пусть каждый научится радостной отдаче, только в таком давании рождается истинная радость.
Надземное, 477

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


ИСТОРИЯ ОДНОГО ЗНАМЕНИ МИРА

05.11.2005


А.Н.АННЕНКО, г. Абакан

Расскажу об истории Знамени Мира, переданного мною Сибирскому Рериховскому Обществу. Оно было изготовлено в 1934 году в Харбине членами женского Свято-Сергиева Содружества при Доме милосердия, шефство над которым осуществлял Николай Константинович Рерих.

15 апреля 1935 года в Вашингтоне, в присутствии Президента Северо-Американских Соединённых Штатов Франклина Делано Рузвельта, был подписан договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» (Пакт Рериха).

Н.К.Рерих находился тогда в экспедиции во Внутренней Монголии. В очерке «Знамя»1 из цикла «Листы дневника», написанном им в этот день, он отмечал: «В Белом Доме сегодня с участием Президента Рузвельта подписывается Пакт. Над нашим байшином2 уже водрузилось Знамя. Во многих странах оно будет развеваться сегодня. Во многих концах мира соберутся друзья и сотрудники в торжественном общении и наметят следующие пути охранения культурных ценностей.

Не устанем твердить, что, кроме государственного признания, нужно деятельное участие общественности. Культурные ценности украшают и возвышают всю жизнь от мала до велика. И потому деятельная забота о них должна быть проявлена всеми».

В тот день, когда Рерих диктовал эти строки своему сотруднику, Александру Моисееву, печатавшему на экспедиционной машинке, с ними в Цаган Куре находился и Николай Васильевич Грамматчиков, впоследствии мой земляк, житель г. Черногорска.

Впервые я услышал о нём в 1976 году на первых Рериховских Чтениях, проходивших в Новосибирске. Для того времени проведение всесоюзной Рериховской конференции было уникальным прорывом в становлении имени и дела Рерихов. Её официальными организаторами выступили Комиссия по востоковедению при Президиуме СО АН СССР, Институт истории, филологии, философии СО АН СССР и Новосибирская картинная галерея. А инициаторами, организаторами, проводившими важную, незримую миру подготовительную работу, выступили члены небольшой группы, руководимой Наталией Дмитриевной Спириной. На Чтениях присутствовал и Павел Фёдорович Беликов.

Открыл первые Рериховские Чтения академик Алексей Павлович Окладников. Конференция проходила в залах картинной галереи. Она собрала практически всех исследователей, кто тогда в Советском Союзе занимался изучением наследия Н.К.Рериха.

Студентка Новосибирского инженерно-строительного института Елена Лосева выступила с докладом под названием «К во­просу о проектировании института востоковедения и музея Н.К.Рериха в Новосибирске». Собравшимся был продемонстрирован макет будущего здания. Нынешний, воплотившийся в реальность Музей отличается от того проекта, но важно отметить, что уже в 1976 году в Советском Союзе, в Сибири, не только мечтали о Музее Н.К.Рериха, но создали проект его воплощения.

В перерыве между заседаниями П.Ф.Беликов показал мне небольшую машинописную книжечку с воспоминаниями о Н.К.Рерихе. Её передала Павлу Фёдоровичу Наталия Дмитриевна Спирина. Вечером на квартире у Наталии Дмитриевны — не­официальном штабе конференции — возник разговор об авторе этих воспоминаний. Их автором был Николай Васильевич Грамматчиков, в 1934–35 годах — житель Харбина. Наталия Дмитриевна высказала предположение, что о его местожительстве может знать её харбинская «содружница» Зинаида Николаевна Чунихина, проживавшая тогда в Черногорске. И действительно, встретившись через некоторое время с Зинаидой Николаевной, я получил от неё адрес Грамматчикова и встретился с ним. (См. о нём: А.Н.Анненко. Последняя экспедиция Н.К.Рериха (1934 – 1935). По воспоминаниям Н.В.Грамматчикова3.)

В дополнение к опубликованному стоит добавить, что Николай Васильевич был сыном Василия Николаевича Грамматчикова (1865 – 1938?), видного представителя мыслящей части харбинского общества. По профессии инженер горных разработок, последние годы жизни он был практически прикован к постели. Поэтому, будучи в Харбине, Николай Константинович и Юрий Николаевич специально приехали на квартиру к Василию Николаевичу, чтобы познакомиться с ним. О той роли, которую он играл в духовной жизни Харбина, об отношении к нему Н.К.Рериха свидетельствует тот факт, что ему, единственному из харбинцев, Николай Константинович посвятил два своих очерка: «Семидесятилетие» и «Славный уход». Они опубликованы в «Листах дневника»4, но их принадлежность в именных указателях в первом случае отнесена к сыну, а во втором вовсе не определена.

В очерке «Семидесятилетие» Н.К.Рерих писал: «Подумать только, быть привязанным к постели, в постоянных страданиях, и при этом сохранять всю тонкость и возвышенность мысли...

Ваш пример для каждого разумного человека является самым убедительным в том, что не о хлебе едином будет жив человек...

Около постели Вашей не есть совет старцев или школа юношества... Большая ценность в том, что Ваша светлая убедительность достигает сердца всех возрастов.

Когда меня спросят, как же даёт дух неистощимую силу и телу, я скажу: побеседуйте с моим другом Грамматчиковым и Вы почувствуете всё значение духовных проникновений... Потому-то я приветствую Ваше семидесятилетие не как обычную выслугу лет, но как необычайную заслугу горения духа на благо человечества...»

Василий Николаевич был одним из тех, благодаря кому в Харбине стало возможным создание общественных организаций, вдохновлённых пребыванием там Н.К.Рериха. Уже в день приезда, как писала местная пресса, Н.К.Рерих «представил собравшимся роль эмиграции. Потом пошла речь о ''Пакте Рериха'', который должен был объединить все страны мира в борьбе за сохранение культурных ценностей»5. Интересны заметки другого журналиста, опубликованные позднее, в сентябре 1935 года: «Сидишь и себе не веришь:

— Рерих! Тот... который один творит свою великую миссию апостола мира...

— Тот, к голосу которого прислушиваются великие страны мира...

— Рерих! Тот, который создал знаменитый Пакт Рериха!..

Николай Рерих гордится тем, что он Русский.

— Мы, русские, гордимся тем, что среди нас есть Николай Рерих»6.

В Харбине возникли женское Свято-Сергиево Содружество и Русский комитет Пакта Рериха. Образовались и группы, изучавшие Агни Йогу. В них входили, в том числе, Зинаида Николаевна Чунихина (1900–1986) и Наталия Дмитриевна Спирина (1911–2004).

Я не раз бывал у Зинаиды Николаевны в г. Черногорске (Краснояркий край), где она жила после переезда в Россию. По мере знакомства передо мной открывался замечательный образ женщины высокой духовности, пронёсшей через всю свою жизнь преданность Высоким Именам. Она родилась 12 марта 1900 года. В годы гражданской войны вместе со своим женихом, офицером белой армии, оказалась на чужбине. Он умер в госпитале от ран, а Зинаида Николаевна вместе с матерью Марией Антоновной обосновалась в Харбине. Зарабатывали на жизнь швейным делом. Духовные поиски привели Зинаиду Николаевну в харбинскую группу, где ей довелось общаться с Б.Н.Абрамовым, А.П.Хейдоком и другими духовидцами центра дальневосточной эмиграции. Там же она познакомилась с Наталией Дмитриевной.

Событием, ставшим для Зинаиды Николаевны незабываемым на всю жизнь, стал приезд в Харбин Николая Константиновича Рериха. Она рассказывала о его посещениях заседаний Содружества. На одном из них Н.К.Рериху были преподнесены два Знамени Мира, которые изготовили и вышили участники Содружества. Можно полагать, что немалую роль в их создании сыграли мать и дочь Чунихины. Одно из них — побывавшее в экспедиции Н.К.Рериха на первом этапе в 1934 году — было привезено Зинаидой Николаевной в СССР. Второе, большего размера, — по моему предположению и было тем Знаменем, которое развевалось 15 апреля 1935 года над байшином, о чём писал Н.К.Рерих в очерке «Знамя».

Замечу, что в этот же день Николай Васильевич Грамматчиков, как он рассказывал мне, на одном из валунов близ Цаган Куре выбил знак Знамени Мира.

Зинаида Николаевна, возвращаясь на Родину, привезла с собой Знамя, книги Живой Этики, произведения Н.К.Рериха. Борис Андреевич Данилов в книге о Б.Н.Абрамове «Весть принесший» писал, что, посоветовавшись с Борисом Николаевичем, он уехал на Родину без книг Учения. Это был пробный шаг. «Жизнь показала, что опасения были напрасны, и можно было взять с собой всё наинужнейшее», — писал он. И всё-таки, как рассказывала Зинаида Николаевна, возвращаясь в Россию, они стремились обезопасить самое ценное. Так, книги Живой Этики и книги Н.К.Рериха, Знамя, подлинные «Листы дневника» Н.К.Рериха и переписанные от руки письма Е.И.Рерих, посылавшиеся в Харбин, были упакованы в ящики с посудой и кухонной утварью.

В Черногорске Зинаида Николаевна хранила самое ценное в небольшом деревянном сундуке. По её признанию, это было самое дорогое из всего, чем она владела. Жила она последние годы одиноко, но не оставалась без поддержки друзей, проживавших в одном с нею городе.

Летом 1979 года к ней приезжала Наталия Дмитриевна Спирина. Один день мы провели с нею в Абакане, а затем я проводил её в Черногорск. Радостно было наблюдать эту встречу. Конечно, местопребывание, сферы деятельности, характеры их разнились. У Зинаиды Николаевны был более ограниченный круг общения, а Наталия Дмитриевна стала той, которую все знают как основателя и бессменного Председателя Сибирского Рерихов­ского Общества. Её вклад в отечественное рериховское движение ещё предстоит оценить в полной мере. В моей памяти они останутся как личности высокой духовности, бережного отношения к Высоким Именам и Понятиям, «содружницы», как они себя называли...

Часть своего архива Зинаида Николаевна передала мне: Знамя Мира, подлинники «Листов дневника», копии писем Е.И.Рерих, некоторые книги Н.К.Рериха. Особо примечательна одна из них — «Цветы Мории». Здесь, на последней странице, автограф: «Дорогому другу Зиночке от её Харбинских содружниц — М.Н., В.Г., В.В. и Е.П. — с самыми светлыми и сердечными мыслями. 24 окт. 1939 г. Харбин». Внизу страницы: «''Страж, помни о доверенном сокровище. Считай: зовы Наши дают знание выше уставов старины''. Листы7». А на одной из первых страниц Зинаида Николаевна написала: «На добрую память Алексею Николаевичу от Зинаиды Николаевны Чунихиной. 17 августа 1977 г.». Эти надписи для меня являются, по известному определению, «живой связью времён».

Эта книга, а также другие переданные мне реликвии постепенно переходят в фонды рериховских организаций. Так, 15 авторских машинописных произведений Н.К.Рериха (в том числе «Восточная легенда») переданы мною в МЦР, 31 очерк подлинных текстов «Листов дневника», посылавшихся Николаем Константиновичем из экспедиции в Харбин, переданы Сибирскому Рериховскому Обществу.

Отмечу, что Знамя, о котором идёт рассказ, побывало со мной в Верхнем Уймоне на Алтае, а также в МЦР, когда я там работал. Интересно, что оно было использовано в качестве образца при изготовлении Знамён для Международного общественного культурного космического проекта «Знамя Мира» — Знамён, побывавших затем на борту орбитальной станции «Мир». Это был замечательный проект!

К сожалению, нельзя не сказать о печальном. Я имею в виду позорный акт, когда в Международном Центре Рерихов решили запатентовать знак Знамени Мира как товарный...

 Знамя Мира, созданное в 1934 году руками просвещённой части русских людей на чужбине, через двадцать лет было привезено на Родину Н.К.Рериха — духовного творца этого Знамени. Когда я встречал заголовки газет «Знамя Мира возвращается в Россию», посвящённые тем или иным вручениям Знамени Мира, то отмечал неточность этих названий. Материальное воплощение многотысячелетнего символа, эстафетой харбинского Русского Комитета Пакта Рериха и Знамени Мира, уже с середины пятидесятых годов находилось в России. А теперь обрело своё постоянное место в Сибирском Рериховском Обществе.

 


1 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. М., 1995. С. 345.
2 Байшин — здание, строение (монг.). Прим. ред.
3 Рериховские Чтения. Материалы конференции 3 – 6 ноября 1997 г. Новосибирск, 2000. С. 342 – 354.
4 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. С. 394; Т. 3. М., 1996. С. 624.
5 Заря. Харбин. 31 мая 1934 г., № 143.
6 В.Эч. Николай Константинович Рерих в Шанхае // Новости дня. Шанхай. 24 сентября 1935 г.
7 Листы Сада Мории. Зов. 25 апреля 1922 г.



 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку