В.И.ЛОТОВ, доктор физико-математических наук, профессор Института математики им. С.Л.Соболева СО РАН, г. Новосибирск
Речь пойдёт об одном важном законе мироздания, который проявляется повсеместно; без понимания этого закона и без его применения в жизни невозможно эволюционное восхождение человека.
Дело в том, что для всех явлений в жизни характерно наличие двух противоположных полюсов, которые, собственно, и обусловливают существование того или иного явления.
К примеру, «каждое положительное качество имеет свою противоположность: бесстрашие и страх, любовь и ненависть, равновесие и разновесие, воля и безволие»1. «Аспекты проявленного мира многообразны. Мир звуков, мир запахов, мир световой гаммы, мир материальной шкалы и так далее. О некоторых плоскостях явлений человек только подозревает. Каждая шкала двухполюсна. Сферы полюсов разделены границей»2. Она тонка, и зачастую её трудно бывает определить.
Жизнь состоит из постоянного уявления противоположностей, причём они чередуются. «День сменяется ночью, буря — затишьем, горе — радостью, тяжкая полоса жизни — лёгкой и светлой. Закон чередования явлений — универсален. Потому по степени напряжённости уявления одного полюса можно судить о его антитезе. Закон равновесия или компенсации в жизни человека регулирует одну сторону жизни её противоположностью»3.
«Этому закону подчиняются и состояния сознания и его настроения. И каким бы ни было настроение текущего момента, оно неизменно заключает в себе свою противоположность, которая не замедлит встать на его место. Не бывает ни одно состояние длительным очень. Сознание не выдерживает монотонности и однообразия, и звучание на данной волне постепенно затухает, чтобы замениться состоянием другого порядка»4. «Чередование противоположностей создаёт ритм развитого сознания, и тогда продвижение его становится закономерным»5.
«Отсюда терпение и знание того, что перемена условий и обстоятельств обуславливается неизбежностью закона. Мудрый радуется нагружениям непосильным, зная, что за ними идёт цепь явлений противоположного порядка»6.
«Лишь при сопоставлении... пар противоположений высекаются искры познания и возможно совершенствование, или эволюция»7. «...Вел[икий] Будда, избирая в ученики, прежде всего испытывал их на вмещении так называемых пар противоположностей. Если ученик не мог осилить этого, Будда не приобщал его к дальнейшему знанию, ибо это было бы не только бесполезно, но и вредно. Познание действительности достигается лишь путём вечной смены и сопоставления пар противоположений»8. «Действие противоположений производит гармонию подобно центробежной и центростремительной силам, которые, будучи взаимно зависящими, необходимы друг другу, чтобы обе могли существовать. Если бы одна остановилась, действие другой немедленно стало бы разрушительным. Именно, мир проявленный держится в равновесии силами противодействующими»9.
«Нельзя смешивать противоречия с противоположениями. Противоречия отрицают и нейтрализуют друг друга, противоположения утверждают. Нет дня без ночи и северного полюса без южного — это противоположения. Но противоречия ничего не утверждают. Они разрушают друг друга и прежде всего сознание, в котором они процветают. ...Из непреоборимых противоречий состоит старый мир, которые подрывают его основание. Противоположности — части одного целого. Противоречия — начала антагонистические и непримиримые. Нельзя примирить чудовищное богатство с безысходной бедностью или благосостояние — с уничтожением животного и растительного мира. Слишком много противоречий сейчас в жизни людей. И если их не уничтожить, они вызовут взрыв и уничтожат все достижения человечества. Гармоническое слияние противоположностей лежит в основании строительства жизни, столкновение противоречий, наоборот, порождает лишь разрушение. ...Решение жизни в гармоническом сочетании противоположностей, но не в столкновении и борьбе непримиримых противоречий»10.
«Вечное движение, или эволюция, создаёт и относительность всех понятий. (...) ...Противодействующие силы, или пары противоположений, принимают в нашем сознании ту или иную окраску или качество, то есть становятся добром или злом. На каждом плане проявления степень зла и добра оценивается сознанием человека по уровню его развития. Добро на низшем плане может явиться злом на высшем, и наоборот. Отсюда и относительность всех понятий в мире проявленном»11.
«Постижение сущности вещи единой в её двойственности — ключ к пониманию мира и себя самого. И радость, и горе — всё к цели одной. К тому же приводит правильное сочетание или объединение личного начала со сверхличным, индивидуального с коллективным»12.
«Биполярное зрение духа приводит к синтезу, когда оба полюса вещи единой открыты для познающего сознания. Ограниченность вопиет: противоречия, несостоятельность, отрицание того, что только что утверждалось. Малое сознание, лишённое синтеза, видит только один конец палки, одну сторону медали, один полюс явления, упуская из вида вторую их половину, другой полюс, осознание которых только и может дать синтез наблюдаемого явления. Потому не противоречие, но знание того, чего не постигает однобокое и ограниченное сознание. Вмещение пары противоположностей или, по терминологии некоторых школ, ''нейтрализация бинеров'' есть ступень расширения сознания, через которую обязательно надо пройти. Большинство отрицаний порождаются невмещением этого условия. И действительно, трудно радоваться, когда горе; чувствовать лёгкость при перегружении; видеть Свет, когда тьма наступает; или жизнь утверждать перед лицом смерти. Многое, многое трудно, если не видеть противоположного полюса вещей и явлений и, видя, не радоваться пониманию смысла вещей»13.
«Вмещение означает и понимание, прилагаемое на практике в жизни. Говорим об отречении от земной собственности и Добавляем: владейте всем. Говорим об отрешении от всего земного и тут же Поясняем, что надо любить эту жизнь на Земле и, живя ею, сердечно интересоваться всем, что видит глаз, и принимать самое живое участие в её потоке. И слава и известность — всё допустимо, если осознан противоположный полюс явления. Видеть вещь в её целостности: конец и начало, светлую и тёмную сторону, причину и следствие, здесь и там, потенциальное всемогущество духа при ограничении телом земным — будет ступенью Архата. И когда слышите крики ''Осанна'' и провидите в них ярость грядущих поношений, глумлений и преследования — это тоже ступень биполярного зрения духа. Ступень эта трудна необычайно, трудна необходимостью именно практического применения этого понимания, то есть вмещением. Личность и личное сознание — это тоже полюс существования духа, за которым стоит полюс другой — сознание сверхличное и интересы других: коллектива, народа, страны, всего человечества и даже человечеств дальних миров. Мало об этом знать, надо научиться жить жизнью сверхличной и интересами целого так, чтобы личность как самоцель и самодовлеющее начало перестала иметь своё прежнее значение, но, не перестав существовать, влилась бы как созвучное гармоническое явление в сферы сверхличного сознания, то есть чтобы личность превратилась в Индивидуальность и слилась с нею. Жизнью сверхличной, жизнью своей Бессмертной Индивидуальности жили все Великие Духи, полагая душу свою, личность свою за мир, хотя бы это и достигалось Ими ценою великих страданий и даже смерти того, что люди называют личностью в человеке. Именно этим путём сохраняли они свою Бессмертную Индивидуальность, которая росла и укреплялась в огнях испытаний. Оба полюса жизни: земной и надземной — совмещали Они в своём понимании, являя этим ступень биполярного сознания. Так же и, смотря на человека, видели Они не только один полюс его бытия — физическое тело и внешние уявления, но и другой — его скрытую от других невидимую сущность. Точно так же и каждый поступок имеет две стороны: одну, творимую явно, и тайно — другую, творимую в мыслях; одну, совершаемую ныне, другую — приносящую следствия в будущем, то есть конец; конец и начало, обе стороны вещи единой. Однополюсным сознанием обладают все, биполярным очень немногие. Путь к нему труден и очень тернист. Особенно труден он в процессе познавания человека. Можно отметить, что при первых встречах и соприкосновении с подходящими к Свету яро выявляется один полюс их существа, с тем, чтобы со временем так же яро выявить и другой. По признаку этому можно научиться распознавать ту, другую, тщательно скрываемую сторону человека, то, что закрыто внешнею маской, или даже то, что подошедший и не подозревает в себе, но что подлежит напряжённому выявлению. Почему около некоторых людей происходит неизбежное выявление ликов? Не потому ли, что оба полюса вещи единой им становятся видимы явно. Человек хочет Света, и... выявляется в нём всё самое тёмное, самое неприглядное, всё самое хитро и тонко скрываемое, выявляется для преодоления, изживания и победы или же для поглощения тьмою. Тьма во тьму и отыдет, но выявить её надо, ибо время теперь счетов конечных, когда Свет и тьма расположились по полюсам и притяжения их, этих полюсов Света и тьмы, усилились необычайно. Ступени биполярного зрения можно порадоваться, хотя нелегка. Но крест познавания жизни и человека несут, кто восходит по лестнице Света»14.
Двойственный аспект каждой проявленной вещи использует тактика Адверза, «давая возможность отрицательному явлению выявить всю свою сущность, для того чтобы подавить её лучом света»15. Как говорится, «не было бы счастья, да несчастье помогло. Так оно и бывает. Один полюс служит основанием для проявления другого, противоположного»16. «Именно гибель обречённого на уничтожение явления можно видеть в момент яркого его утверждения, зная, что антитеза его нагнетает силы для сокрушения своего двойника, вывернутого наизнанку. По тому же принципу яро начинают проявляться в ученике все скрытые, тёмные, неизжитые свойства его сущности, для трансмутации их в свойства, им противоположные. Надо, надо, чтобы был человек или холоден, или горяч, то есть проявлял бы один из полюсов качеств духа, иначе трансмутация по линии родственных противоположностей невозможна, так как тёпленькие для эволюции непригодны. Потому и были приближаемы разбойники, мытари, блудница, ибо трансмутация качеств их духа в качества положительные могла быть благотворна и плодоносна, в то время как умеренное ничтожество и румяная добродетель дать плодов не могли. Так, усмотреть в человеке, в отрицательных свойствах его, возможности будущего преображения будет знаком мудрости, а направить и устремить сознание его к преображению этих свойств в качества положительные будет истинным наставничеством. Потому не смущается йог темнотой предрассветной, ни кажущимся торжеством тьмы, ибо знает, что после бури солнце светит особенно ярко, и чист воздух, и омытая ливнем природа живёт яркой и напряжённой жизнью. В знании закона противоположностей можно силы найти бесстрашно смотреть в глаза жизни, ибо жизнь познаётся как единое целое, состоящее из двойственности своих противоположных начал, её составляющих»17.
«Колебание мысли между двумя противоположными полюсами умозаключений показывает, что сознание находится в центре между ними и может выбрать любой, но лучше остаться в точке уравновешивания, то есть в том центре, который управляет обоими полюсами, не отдавая предпочтения ни одному. При этом условии легче понять происходящее на полюсах, будучи готовым в каждый момент наложить печать окончательного решения на их проявления. Равновесие утверждается в центре и от центра. Качание противоположностей обуславливается существованием нейтральной точки. Когда сознание в центре её, а не на полюсах, оно может управлять положительной и отрицательной противоположностями. Но при этом следует твёрдо запомнить, что предвзятости и предубеждения быть не должно. Явления воспринимаются при полной нейтральности, равновесии сознания, чтобы они могли говорить за себя сами, а не предпосланная им предубеждённая мысль. Этого равновесия сознания трудно достичь, ибо оболочки приходят в волнение и нарушают спокойное течение мысли. В полном спокойствии бесстрастно воспринимаются явления мира, и даже тогда, когда они яро касаются воспринимающего. Внутренне в такие моменты надо замолкнуть и предоставить явлению говорить за себя. Потом станет ясной природа его, смысл и значение. Именно надо принять идущее очередное явление спокойно, в равновесии и непредвзято. Кто знает, какие возможности несёт оно за собою. Лучшие возможности можно так оттолкнуть и очень хороших людей. Прежний опыт пусть послужит пониманию, но не предубеждению»18.
Итак, «равновесие... достигается путём уравновешивания в сознании пар противоположностей, создающих проявленный мир. Если совершенно отрешиться от всего земного и сосредоточиться только на духовном, Закон жизни будет нарушен и человек оторвётся от Земли и не почерпнёт от неё того, что ему нужно для продвижения, воплощение пройдёт без пользы и эволюция духа приостановится. Если же всецело погрузиться в обычную жизнь и её интересы и отбросить духовность, а вместе с этим и то, ради чего пришёл он на Землю, то либо запутается он в тенётах зла, либо закончит земное существование, ничего не собрав для своего Высшего ''Я'', то есть не выполнив задания духа. Но если, воздавая ''кесарево — кесарю, а Божье — Богу'' и устремляясь вверх по Лестнице Света, твёрдо и прочно будет стоять человек на Земле, то при этом условии сможет выполнить он назначение жизни своей в плотном теле. Можно любить всё, но в то же время не быть привязанным ни к чему и не быть связанным ничем. Можно любить жизнь земную, но быть готовым в любой момент с нею расстаться, зная, что эта жизнь составляет лишь маломалейшую частицу жизни великой, вечной, не оканчивающейся никогда. Можно жить на Земле яркой и интересной жизнью и очень полезной для всего живого, но в то же время знать всю глубину обманчивой природы Майи плотного мира. Вот в этом-то уравновешивании, или примирении в сознании пар противоположностей, и состоит золотой, или срединный, путь, и в этом заключается решение жизни»19.
1 Грани Агни Йоги. VI. 143.
2 Грани Агни Йоги. I. 6 декабря 1960.
3 Грани Агни Йоги. III. 541.
4 Грани Агни Йоги. IV. 129.
5 Там же. 255.
6 Грани Агни Йоги. III. 541.
7 Е.И.Рерих. Письма. V. М., 2003. С. 315.
8 Там же. С. 141.
9 Там же. С. 315.
10 Грани Агни Йоги. XII. 73.
11 Е.И.Рерих. Письма. V. С. 315.
12 Грани Агни Йоги. I. 6 декабря 1960.
13 Грани Агни Йоги. II. 546.
14 Грани Агни Йоги. III. 389.
15 Грани Агни Йоги. I. 16 января 1960.
16 Там же.
17 Грани Агни Йоги. I. 16 января 1960.
18 Грани Агни Йоги. II. 343.