В.Д. КУБАРЕВ, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН, г. Новосибирск
К проблемам происхождения и эволюции шаманизма обращались многие российские учёные, но особое внимание вопросам генезиса сибирского шаманизма уделял в своих публикациях А.П. Окладников. Он считал, что «в антропоморфных изображениях отчётливо проявляется обширный комплекс идей, связанных с образами шаманов, с получением шаманского дара». Шаманизм как систему взглядов на окружающий мир и мифоритуальных действий рассматривали учёные Мартынов, Дэвлет и Маннай-оол, полагая, что его зарождение в Сибири произошло уже в неолите.
История народов Центральной Азии ещё во многом остается для нас загадочной и таинственной, но проникнуть вглубь тысячелетий помогают листы «каменных книг» — наскальные рисунки. Они занимают в древностях особое место, являясь бесценным источником для изучения духовной и материальной культуры древних алтайцев. Это — живописные повествовательные рассказы наших предков о своей жизни, обрядах и зарождающейся мифологии. Некоторые «каменные полотна» являются настоящими произведениями первобытного искусства.
Одной из проблем изучения петроглифов остаётся «расшифровка», то есть прочтение содержания рисунков. Многие из них остаются непонятными до сегодняшнего дня. Очевидно, это объясняется тем, что мировосприятие древнего человека разительно отличалось от нашего современного мировоззрения, а также тем, что многие первобытные представления об окружающем мире сильно трансформированы или даже утрачены.