Е.П. Маточкин, кандидат искусствоведения, с.н.с. Национального музея Республики Алтай им А.В. Анохина
Женские образы живут в изобразительном искусстве Горного Алтая с древнейших времён, наделяются экстраординарными качествами и олицетворяют собой благодетельное начало жизни. Их символические изображения присутствуют в энеолитических петроглифах Калбак-Таша, в композициях, воскрешающих палеолитический миф о Матери-прародительнице. Один из ранних образов мифической хозяйки зверей, протошаманки выбит в эпоху развитой бронзы на плите святилища Зелёное озеро; в образ божества охоты предстаёт в резных петроглифах Поперечной Красноярки каракольской культуры.
Богиня алтайских скифов выткана на ковре из Пятого Пазырыкского кургана. Древнетюркская богиня Умай выгравирована на Кудыргинском валуне, среди граффити Бичикту-Бома, рядом с рунической надписью на скале у р. Карбан. Многочисленны рисунки женщин в этнографическое время (например, резное изображение алтайки в долине р. Каракол).
Реалистические женские портреты появились в начале ХХ века в творчестве первого профессионального художника из коренных народов Сибири, ученика И. И. Шишкина, алтайца Г.И. Чорос-Гуркина (1870–1937). Влияние Гогена и примитивизма ощущается в женских типах второго алтайского живописца Н.И. Чевалкова (1892–1937).
В искусстве последних десятилетий женские образы предстают в различных ипостасях: как воительницы героического эпоса – у М.П. Чевалкова, как языческие образы духов – у Н.А. Чепокова, как скифские персонажи Укока – у В.Г. Тебекова, как Богиня, покровительница алтайского народа – у И.И. Ортонулова, как наши современницы – у В.П. Чукуева.
Преемственность в изображении антропоморфных образов демонстрируют скульптуры А.В. Гурьянова. Его гравированные валуны во многом следуют традициям древнетюркских мастеров.