26 июля 1926 года члены экспедиции Рериха прибыли в Новониколаевск (ныне Новосибирск). На обратном пути они задержатся здесь на восемь дней, но в этот раз они на следующий же день погрузились на пароход и направились в столицу Алтайского края — Барнаул. Зинаида Григорьевна Фосдик пишет об этой поездке в дневнике: «...Мы плыли по реке Обь, прекрасные места, вели такие беседы... Незабываемые дни. (...) Огромная река Обь и такая широкая!»12 «Кругом леса, чудесный, благоухающий ароматом сосен воздух»13.
В Барнаул члены экспедиции прибыли 28 июля и остановились недалеко от пристани в гостинице «Империал» (ул. Мало-Олонская, 28), расположившись в комнатах на втором этаже, в южном торце здания, где был выход на небольшой балкон.
«В Барнауле Н.Рерих выступил с лекцией-беседой перед художниками города. Встреча проходила в доме по ул. Мало-Тобольская, 36, на втором этаже здания. В этом старом двухэтажном доме напротив “Старого базара” были залы, где устраивались выставки картин, была изостудия, собирались художники. На этой встрече с Рерихом было около двенадцати человек, среди них художники Алексей Николаевич Борисов (1889 – 1983), Андрей Осипович Никулин (1878 – 1937), Василий Васильевич Карев (1886 – 1970) и другие. А.Н.Борисов был учеником Н.К.Рериха по школе Общества поощрения художеств в Петербурге»14.
30 июля Рерихи отправились пароходом в Бийск. Там они остановились в гостинице «Деловой двор» (ул. Толстого, 144); в настоящее время здесь располагается Комитет по образованию г. Бийска. Члены экспедиции занимали комнаты на втором этаже с окнами на улицу, в восточной части здания. 7 августа 2002 года на этом здании в честь Н.К.Рериха была установлена мемориальная доска (автор-оформитель — художник С.А.Морозов).
«В гостинице с Н.Рерихом встречались алтайский художник Дмитрий Иванович Кузнецов (1890 – 1980), преподаватель рисования Н.В.Бучерников и другие. Николай Константинович показывал им свои картины, рассказывал о путешествии, о пройденных им странах. Встречи были неоднократными, произвели на Д.И.Кузнецова громадное впечатление. Рерих со своими спутниками ознакомился с краеведческим музеем, размещавшимся тогда в Доме культуры (теперь — драмтеатре), осматривал окрестности города, хотел съездить к месту слияния Катуни и Бии. Придавал этому месту большое значение»15.
Зинаида Григорьевна Фосдик записывает в дневнике, что в Бийске участники экспедиции «наняли возниц, четыре брички, упаковывали вещи...»
«Впоследствии, уже возвращаясь с Горного Алтая, Н.Рерих вновь останавливался в Бийске в ожидании парохода в Барнаул и Новониколаевск. Опять были встречи с художниками, с Д.И.Кузнецовым. Николай Константинович показывал им свои алтайские этюды, в их числе этюд “Катунь”»16.
Из Бийска экспедиция выехала 1 августа. Путь лежал через сёла Красный Яр, Алтайское, Баранчи, Тоурак, Мариинское, Чёрный Ануй, Усть-Кан, Кырлык, Абай, Юстик. Н.К.Рерих, Ю.Н.Рерих и М.М.Лихтман ехали верхом. Добирались семеро суток. Дорога была плохая, ломались подводы. Зинаида Григорьевна пишет об этих днях: «Ночью в тумане была опасная переправа через Синий Яр и Громотуху. Всё время лил сильный дождь, продолжавшийся четыре дня. Наш багаж превратился Бог знает во что, весь вымок и разбух, кожаные чемоданы намокли и стали краситься. (...) Поздно ночью, промокнув до костей, приехали в Усть-Коксу. Переночевали в конторе Госторга. (...) Наутро, несмотря на сильный дождь, выехали в Верхний Уймон, с трудом переправились на пароме. Морис, Юрий и возница толкали паром. Переправились через Катунь и в 11 утра были уже в Верхнем Уймоне. Лил сильный дождь, удалось снять два дома, очень хороших; один для Рерихов, другой для нас. Прелестное место, чистое. Примечательно, что во всех деревнях очень чисто и нет насекомых. Сейчас мы остановились у кержаков. В общем ехали семь дней по опасным и почти непроезжим дорогам. Геген [лама Лобзанг] сказал — и очень правильно, — что на пути к Шамбале должны быть препятствия»17.
Трудная дорога не затмила красот Алтая. Художник записывает в путевом дневнике: «А когда перешли Эдигол, расстилалась перед нами ширь Алтая. Зацвела всеми красками зелёных и синих переливов. Забелела дальними снегами. Стояла трава и цветы в рост всадника. И даже коней здесь не найдёшь. Такого травного убора нигде не видали»18.
Путешественников очаровала Катунь: «Шамбатион-река стремительно катит по порогам и камням. Кто не пострашится, перейдёт её. (...) Катит камни — катунь настоящая»19.
«Катун» — по-тюркски «женщина». У алтайцев есть легенда: злые духи скал разлучили красавицу Катунь с её женихом Бием, другой рекой Алтая. Высокие горы и хребты взгромоздили они между влюблёнными. Но устремлённые друг к другу Катунь и Бий преодолели все преграды, и за пределами гор, на равнине, соединились вместе, образовав реку Обь, которая знаменовала их победу.
В дневнике Рериха «Алтай — Гималаи» читаем: «Приветлива Катунь. Звонки синие горы. Бела Белуха. Ярки цветы и успокоительны зелёные травы и кедры. Кто сказал, что жесток и неприступен Алтай? Чьё сердце убоялось суровой мощи и красоты?»20
Уймонская степь, куда направлялась экспедиция, расположена на высоте 1000 м над уровнем моря и закрыта со всех сторон горами. С запада на восток она простирается на 30 км, с севера на юг — на 8 – 12 км. С севера долину закрывает Теректинский хребет, средняя высота которого 2500 м; с юга её обрамляет Катунский хребет. Река Катунь пересекает долину таким образом, что сама долина находится преимущественно на левой стороне реки. На западе в Катунь впадает её главный приток — река Кокса, по имени которой назван районный посёлок Усть-Кокса. В Усть-Коксинском районе сосредоточено 80% всех ледников Алтая, они дают начало многочисленным речкам, формирующим крупнейшую реку Горного Алтая — Катунь. Реки Катунь и Кокса, протекая по району, делят его на три долины — Абайскую, Уймонскую и Катандинскую.
Уймонскую долину издревле населяли коренные жители из племён тодошей и кыпчагов; русские стали селиться на Алтае с конца XVII века. Сюда направлялись разные потоки переселенцев: спасались от притеснений и непосильного труда беглые крестьяне, приписанные к демидовским заводам и рудникам, а также беженцы из бывших кабинетских земель Кузбасса. «Кабинетских» — потому что земли в Алтайском и Кузнецком округах некогда принадлежали «Кабинету Её Величества Екатерине Второй», отсюда и название. Здесь селились искатели Беловодья — страны счастья и благоденствия. Понимая, что им уже не найти сказочной страны, скитальцы останавливались в долине, основывали заимки, выселки и мелкие деревеньки.
Основное население Уймонской степи составляли раскольники, 300 лет назад бежавшие от реформ Петра Первого и митрополита Никона, чтобы сохранить свою веру, старорусский быт и уклад. Сначала они ушли за реку Керженец (под Нижним Новгородом), потому их стали называть кержаками; не найдя там спасения, они двинулись далее, в Сибирь и на Алтай. Не возражая против названия «кержаки», они до сих пор говорят о себе: «стариковские мы», что означает «люди стариковской веры».
Для жителей этих мест основным занятием являлось скотоводство и хлебопашество. «До революции хлеб из Уймонской долины поставляли к царскому столу. Алтайские земли оставались вотчиной императорского двора. И масло из горных долин, и альпийский мёд, и орех кедровый — всё, чем богат Алтай, попадало в Зимний дворец»21.
12 Фосдик З.Г. Мои Учителя. М., 1998. С. 258–259.
13 Там же.
14 Цесюлевич Л. Рерих и Алтай // Перед Восходом. 1995, № 4.С. 6.
15 Там же.
16 Там же.
17 Фосдик З.Г. Мои Учителя. С. 262.
18 Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. Рига: Виеда, 1992. С. 280.
19 Там же. С. 279.
20 Там же. С. 291.
21 Кучуганова Р.П. Уймонские староверы. Новосибирск, 2000. С. 122.