8 января в 14:00 в прямом эфире состоится презентация нового выставочного проекта СибРО, который стартует на территории Музея Н.К. Рериха в Новосибирске в марте 2022 года. Его название — «Подвиг сибиряков — шаг в бессмертие».
На выставке, которая будет расположена на стендах, во дворе музея, рядом с аркой «Колокол Мира», мы представим репродукции картин Н.К. Рериха, сопровождаемые текстами о них, а также «Страницами истории», повествующими о подвигах сибиряков во время Великой Отечественной войны.
Программа:
14.00 С.А. Деменко. Презентация проекта СибРО «Подвиг сибиряков — шаг в бессмертие».
14.15 Н.Д. Жарий. «Единство земного и Небесного — ручательство победы» (рассказ о картинах проекта).
Смотрите о проекте в соцсетях:
Ютуб: https://www.youtube.com/telesibro
ВКонтакте: https://vk.com/telesibro
Сергей Деменко:
Дорогие друзья, здравствуйте!
Сегодня мы немного расскажем о новом выставочном проекте СибРО, который стартует на территории Музея Рериха в Новосибирске в марте 2022 года. Его название — «Подвиг сибиряков — шаг в бессмертие».
Н.К. Рерих — великий русский художник-гуманист и миротворец, многие свои картины написал во время войны и посвятил подвигу и победе нашего народа над мировым злом.
В своих полотнах, написанных в грозные 40-е годы, художник показывает предчувствия драматичных событий, не только предупреждая о надвигающихся неимоверных трудностях и бедах, но и ясно прозревая грядущую Победу. В своих очерках он называет русский народ и вместе с ним всю союзную семью народов — героическим народом, народом-победителем, отражая разные грани русской души в своих картинах.
На выставке, которая будет расположена на стендах, на територии музея, рядом с Колоколом Мира, мы представим картины Рериха, сопровождающиеся текстами с рассказом о них, а также «Страницы истории», повествующие о подвиге сибиряков во время войны: о героях сражений и героях тыла, о том, как культурные сокровища из музеев разных городов страны были эвакуированы в Новосибирск и сохранялись в помещениях Оперного театра. Там же хранилась и коллекция картин Рериха из Государственной Третьяковской галереи. Всё это будет освещено на выставке.
Ещё раз подчеркнём, что выставка будет располагаться на открытом воздухе, на территории Музея, рядом с Колоколом Мира. Её сможет посмотреть любой новосибирец или гость города, даже не заходя в музей.
Открытие выставки планируется на 21 марта — Всемирный День Земли. В этот День у Колокола Мира в разные годы проходили праздники и мероприятия городского значения.
В продолжение нашей программы. Сегодня, в день, близкий к Рождеству, мы расскажем о двух картинах Николая Константиновича и о том, в чем они созвучны с конкретными подвигами. Единство земного и небесного — ручательство Победы — так можно кратко охарактеризовать эту тему.
Николай Константинович всю жизнь пишет картины, посвящённые святым, Высшему Миру, тем незримым силам, которые несут великую Помощь людям.
Об этом расскажет сотрудник Музея Надежда Дмитриевна Жарий.
«ЕДИНСТВОЗЕМНОГОИ НЕБЕСНОГО — РУЧАТЕЛЬСТВО ПОБЕДЫ»
Н.К. Рерих. НЫНЕ СИЛЫ НЕБЕСНЫЕ С НАМИ НЕВИДИМО СЛУЖАТ.
Музей-галерея «Новый Эрмитаж-1». Москва.
На картине, написанной в 1944 году, художник изобразил центральный христианский праздник — Воскресение Христово. В полночь под пение стихиры процессия совершает торжественное шествие вокруг храма. Звучит колокольный звон благовеста, извещающий о скором начале богослужения пасхальной утрени. Во главе шествия несут большое распятие, за которым следуют множество хоругвей с образами чтимых на Руси святых. Каждый держит в руках свечу, и этим огонькам вторят горящие на небе звёзды. Центром картины является православный храм с надвратной фреской Богоматери, как бы сопровождающей взглядом божественное действо. Две главные идеи просматриваются в картине: единение людей между собой и единство земли и Неба. Лишь эти два условия служат ручательством Победы и в духовных, и в земных битвах.
Именно благодаря сплочённости нашего народа и проявлениям беззаветной веры в Высшую помощь в годы Великой Отечественной войны Силы Небесные смогли незримо сослужить людям.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Вспомним многочисленные свидетельства, когда единение и молитвенное обращение к Богу спасало от, казалось бы, неминуемой смерти и приносило Победу. Это и победы в битвах под Москвой, в Ленинграде, Сталинграде, Кёнигсберге, овеянные соборной молитвой Иконе Казанской Божией Матери. Это и документально зафиксированные свидетельства глубокой веры советских военнопленных и угнанных в германское рабство мирных граждан СССР. Наконец, это факт небывалой вовлечённости советского народа в богослужебную жизнь Церкви. Доподлинно известно, что не только множество простых рядовых солдат и офицеров, но и советский генералитет открыто проявлял свою веру и даже участвовал в проведении церковных служб и крестных ходах. Так, генерал Л.А. Говоров несколько раз присутствовал на богослужении в ленинградском Никольском кафедральном соборе. Маршал Г.К. Жуков всю войну не расставался с иконой Казанской Божией Матери. Замначальника Генштаба Б.М. Шапошников постоянно носил на груди образок святителя Николая Чудотворца, а очевидцы вспоминают, как бывший полковник царской армии молился: «Господи, спаси Россию и мой народ!».
Вспомним подробнее одно из самых значимых событий — лицезрение образа Божией Матери под Сталинградом. Свидетельства о нём сохранились и в архивах НКВД, и во многих военных дневниках.
2 февраля 1943 года завершилась Сталинградская битва. Во время сражения, в самый отчаянный час посреди всеобщей гибели и разрушения, люди вдруг увидели утешающий знак Божьего Милосердия, давший приток новых сил для сражения.
11 ноября 1942 года в Сталинграде был самым обычным днём. Фронт тогда проходил всего в одном километре от берега Волги — прямо через заводские цеха заводов «Красный Октябрь» и «Баррикады»: в одном конце цеха были русские окопы, в другом — немецкие. И каждую минуту пулемётные очереди хлестали свинцом по мёрзлым комьям земли и обломкам кирпичных стен, надеясь нащупать живую человеческую плоть. Как сообщал диктор Левитан из Советского Информбюро, никаких значительных изменений обстановки на Сталинградском фронте в этот день не наблюдалось. Но именно 11 ноября 1942 года произошло самое удивительное за всю историю Великой Отечественной войны событие — явление Пресвятой Богородицы в небе Сталинграда, и свидетелем этого чуда стали десятки советских солдат. Многие историки связывают Победу в Битве под Сталинградом именно с этим Светлым Знамением.
Известный художник Лев Сергеевич Тырин в воспоминаниях о военном детстве так описывает это событие: «Была пасмурная погода, мелкая изморозь, то ли дождь, то ли мокрый снег. Шла обычная перестрелка между воюющими сторонами. Серое небо со стороны Заволжья стало медленно раздвигаться, в появившемся пространстве безоблачного чистого неба появилось изображение женщины с ребёнком на руках. Бабушка несколько раз, превозмогая боль от раненой челюсти, сказала: “Это икона Казанской Божьей Матери”. Перестрелка между позициями стала затихать и прекратилась совсем. Значит, это явление наблюдали не только мы, но и воюющие стороны. Явление это держалось в небе почти час. В Ельшанском овраге тоже это явление было замечено как добрый духовный знак для нашего народа, для нашей страны…» (Л.С. Тырин. «Дневник моего сталинградского детства»).
Много документальных свидетельств сохранилось о Небесном Знамении в небе Сталинграда. Все военные историки, описывавшие сталинградские события, в один голос говорят с восхищением и удивлением о том, что сильнейшая армия мира, с лёгкостью покорившая всю Европу, не смогла за несколько месяцев боёв в Сталинграде прорваться к Волге и укрепиться на ней, не смогла сбросить в реку русских.
Часто говорят, что не хватило немцам сил пройти каких-то сто метров. Теперь нам стало известно, что на пути врага встали не только в своём беспримерном подвиге сотни тысяч бойцов и командиров и легли костьми сотни тысяч мирных граждан, но на пути врага встала и Сама Пресвятая Богородица, спасая и укрепляя в духе русских людей.
Единство земного и небесного — ручательство Победы. И незримая помощь высшего мира, как ответ на нужды и мольбу человеческую, может проявиться в неожиданном месте и в неожиданной форме, но всегда в самое необходимое время.
Н.К. Рерих. БОРИС И ГЛЕБ.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Картина написана в 1942 году, когда уже были разгромлены фашистские полчища под Москвой и несокрушимой твердыней перед врагом встал Сталинград. Оборона Родины для Н.К. Рериха — это не только ратный и духовный подвиг её защитников, но и невидимая помощь Небесных Сил. В картине «Борис и Глеб» художник обращается к образам первых русских святых Бориса и Глеба — младших сыновей князя Владимира Святославича, предательски убитых старшим братом Святополком и вставших после смерти в ряды Небесного воинства, защищающего Землю Русскую от врагов.
Святые изображены в ладье. Их фигуры окружены сияющим единым нимбом, его розово-золотистый свет освещает пейзаж, утонувший в предрассветных голубых сумерках. Борис и Глеб движутся к русским берегам, предрекая победу нашему воинству. Сюжет картины основан на предании о видении святых в 1240 году, в ночь перед Невской битвой.
Живёт в народе русском глубокая вера в Высшее заступничество в деле праведном. Русский человек сердцем знает, что в деле добра и справедливости, когда все его силы напряжены, ему на помощь приходят Силы небесные.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
В годы войны на всех поприщах — военном, социальном и духовном — творилась помощь Родине. Подлинный героизм проявили многие представители духовенства. Приведём примеры их самоотверженной деятельности.
ХРАМЫ СТАНОВИЛИСЬ СОЦИАЛЬНЫМИ ЦЕНТРАМИ.
Ни на час не покидал Москву настоятель храма Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище протоиерей Павел Успенский. При храме он организовал настоящий социальный центр. В церкви было установлено круглосуточное дежурство, а в подклети организовано бомбоубежище, позже переоборудованное в газоубежище. Для оказания первой медицинской помощи отец Павел создал санитарный пункт, где были носилки, перевязочный материал и все необходимые лекарства.
Другой московский священник, настоятель храма Илии Пророка в Черкизове, протоиерей Павел Цветков устроил при храме приют для детей и стариков. Он лично нёс ночные дежурства и в случае необходимости принимал участие в тушении пожаров. Среди своих прихожан отец Павел организовал сбор пожертвований и лома цветных металлов на военные нужды. Всего за годы войны прихожане Ильинской церкви собрали 185 тыс. рублей.
Работа по сбору средств велась и в других храмах. По проверенным данным, за три первых года войны храмы одной только Московской епархии сдали на нужды обороны более 12 млн рублей.
Около 20 московских и тульских священников были представлены к наградам — медалями «За оборону Москвы».
СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ-ГЕРОИ.
Попы, дьяконы, певчие, псаломщики, как некогда и герои Куликовской битвы монахи-богатыри Пересвет и Ослябя, встали на защиту русского народа, отлично понимая, почему для немцев все мы были русские, вне зависимости от национальности и вероисповедания. Протоиерей Николай Агафонов, автор книги «Ратные подвиги православного духовенства», собирая свидетельства по крупицам, утверждает, что «многие сотни отбывших срок священнослужителей в армии стали танкистами, артиллеристами, пехотинцами». Более сотни были награждены медалями и орденами. 40 священников удостоены медалей «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы». Более 50 были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Несколько десятков получили медали «Партизан Великой Отечественной войны». И 9 Мая они с гордостью прикалывали к рясам ордена и медали.
МОЛЕБНЫ ВО ИМЯ ПОБЕДЫ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ.
Существует множество воспоминаний о молебнах русских священников, которые производились накануне или во время битв.
Один из таких молебнов произошёл у стен Кенигсберга во время его штурма в апреле 1945 года. Обратимся к памяти очевидцев. Видела его матушка София (Екатерина Михайловна Ошарина), которая впоследствии стала цветоводом Раифского монастыря. От Москвы до Берлина прошла она, сражаясь за родную землю.
Из её воспоминаний: «Помню Кенигсберг. Мы относились ко 2-му Белорусскому фронту, которым командовал маршал Константин Константинович Рокоссовский. Но наше подразделение — 13-й район авиационного базирования — находилось вместе с войсками Прибалтийского фронта, недалеко от места боёв за Кенигсберг. Очень трудно он давался. Мощные укрепления, связанные подземкой, большие силы немцев, каждый дом — крепость. Сколько наших солдат погибло!…
Взяли Кенигсберг с Божией помощью. Я сама видела, хотя наблюдала с некоторого отдаления. Собрались монахи, батюшки, человек сто или больше. Встали в облачениях с хоругвями и иконами. Вынесли икону Казанской Божией Матери… А вокруг бой идёт, солдаты посмеиваются: “Ну, батюшки пошли, теперь дело будет!” И только монахи запели — стихло всё. Стрельбу как отрезало. Наши опомнились, за какие-то четверть часа прорвались… Когда у пленного немца спросили, почему они бросили стрелять, он ответил: “Оружие отказало». Один знакомый офицер сказал мне тогда, что до молебна перед войсками священники молились и постились неделю».
Что помогало священнослужителям во время войны совершать подвиги и чудеса? Вера в Бога, в Высшие Силы и любовь к людям и своей Родине.
«НЕТ БОЛЬШЕ ТОЙ ЛЮБВИ, КАК ЕСЛИ КТО ПОЛОЖИТ ДУШУ СВОЮ ЗА ДРУГИ СВОЯ».