15 апреля 1935 года в Вашингтоне представителями правительств двадцати одного американского государства был подписан Пакт Рериха — первый международный Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников.
Первые мысли об этом проекте появились у инициатора договора Николая Константиновича Рериха ещё в начале 1900-х годов во время посещения старинных русских городов с целью изучения древнерусской архитектуры и иконописи.
Согласно договору, Пакт направлен «на всемирное признание флага… в целях обеспечения охраны, в случае угрозы, всех памятников, составляющих культурное наследие народов и находящихся как в государственной, так и в частной собственности». «Предложенное Знамя, — пишет Рерих, — имеет на белом фоне в круге три соединённые амарантовые Сферы как символ Вечности и Единения».
Этот исторический документ говорит об уважении и покровительстве, которое распространяется на исторические памятники, а также культурные и образовательные учреждения «как во время войны, так и в мирное время».
«Исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения считаются нейтральными и как таковые пользуются уважением и покровительством воюющих сторон».
«Таким же уважением и покровительством пользуются сотрудники вышеназванных учреждений».
В период духовного и нравственного кризиса, охватившего современное человечество, Н.К. Рерих рассматривает Культуру как панацею от всех бедствий, потрясающих мир. «Сейчас трудно, очень трудно в большом доме планеты, — писал он. — Смутился дух человеческий, смутился во взаимовредительстве. (…) Но история знала такие периоды, и человечество уже знает и панацею в бедствиях этих. И эта панацея — Культура».
«Мы устали от разрушений и взаимного непонимания. Лишь Культура, лишь всеобобщающие понятия Красоты и Знания могут вернуть нам общечеловеческий язык».
ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ