Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Мера лучшего понимается как соответствие с Высшим Началом.
Аум, § 23

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Общая лента новостей СибРО
ДЕНЬ КУЛЬТУРЫ – 2024 В МУЗЕЕ Н.К. РЕРИХА. Репортаж. Часть 1

10.10.2024


9 октября 2024 г. в Новосибирске в Музее Н.К. Рериха отметили День Культуры. В этот день исполнилось 150 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха — художника-гуманиста, подарившего миру свыше семи тысяч живописных работ и обогатившего нашу культуру своими глубокими по мысли литературно-философскими трудами. Вдохновляющее и жизнеутверждающее творчество этого выдающегося культурного деятеля ХХ века пронизано идеями созидания и устремления в лучшее будущее, которое будет зиждиться на основах истинного Знания и почитания Красоты.
Праздник начался видеосюжетом, в котором прозвучали слова основателя музея Н.Д. Спириной, написанные к юбилейным датам Н.К. Рериха прежних лет.
Затем главный хранитель музея Юлия Цыганкова открыла выставку трёх картин Н.К. Рериха и кратко рассказала о ней. «К сегодняшнему Дню, благодаря нашему десятилетнему сотрудничеству с “Центром Искусств. Москва”, мы рады представить вашему вниманию три картины Н.К. Рериха, которые ранее не выставлялись в Сибири, и многие люди увидят их впервые.
В 1926 году Н.К. Рерих приезжал в наш город. Это было во время Центрально-Азиатской экспедиции, которая длилась пять лет, с 1923 по 1928 год. Художником и его спутниками был пройден труднейший путь, и многие его полотна запечатлели живописную панораму земель Центральной Азии.
Картина “Улан-Дабан (Проход к хребту Гумбольдта в округе Кукунор. У Тибетской границы)” датирована 1927 – 1928 гг. В путевом дневнике Н.К. Рериха есть одна запись, имеющая отношение к изображённому месту: “Пятое августа. Нечто очень замечательное!” “Мы стояли лагерем в области Кукунор близ горной цепи Гумбольдта. В девять с половиной утра один из наших караванщиков заметил огромного чёрного коршуна, летевшего над нами. Семеро из нас стали наблюдать за этой необыкновенной птицей. Тут же другой караванщик заметил: “Там есть что-то гораздо выше этой птицы”. И закричал в изумлении. Мы все увидали нечто большое и блестящее, овальной формы, отражающее солнце и движущееся очень быстро в направлении с севера на юг. Пересекая наш лагерь, оно изменило направление движения с южного на юго-западное. И мы видели, как оно исчезло в ярко-синем небе. Мы даже успели достать наши бинокли и совершенно ясно рассмотрели сфероидальное тело с блестящей поверхностью, одна сторона которого сверкала на солнце”.
Мы не можем точно утверждать, что на картине изображено именно то место, где Рерихи увидели столь необычное явление. Но вероятность этого большая.
Следующая картина в экспозиции называется “Свет Азии”. Она написана в 1928 году. В мае этого года экспедиция Н.К. Рериха завершилась, и эту картину можно назвать своеобразным художественным итогом экспедиции. Большую часть холста занимает изображение буддийского храма в ночных сумерках. Из его распахнутых дверей льётся яркий свет, исходящий от тибетской тханки “Будда Шакьямуни”.
Н.К. Рерих писал: “Пришло время, когда из-за позолоты идола появляется лик Будды, великого общинника... Появляется могучий облик, зовущий к переоценке ценностей, к труду и познанию”.
Таинственность звёздной ночи в горах мы видим на третьей картине под названием “Ночь”, написана она в 1938 году.
Небо и горы — эти два вдохновения художника выражены в представленной картине. Вот как сам художник пишет об этом: “Прекрасна и небесная синева, особенно же когда она на высотах делается темно-ультрамариновой, почти фиолетовой. Когда мы замерзали на Тибетских нагорьях, то облачные миражи были одним из лучших утешений. (…) …Эти "звёздные руны" напоминали, что ни печаль, ни отчаяние неуместны. Были картины "Звёздные руны" и "Звезда героя", и "Звезда Матери Мира", построенные на богатствах ночного небосклона. И в самые трудные дни один взгляд на звёздную красоту уже меняет настроение; беспредельное делает и мысли возвышенными”».

 ***

К 9 октября тиражом в 17000 шт. вышел в обращение почтовый блок, посвящённый 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха. На почтовом блоке изображен портрет самого мастера (кисти Святослава Рериха) и его картина «Строят ладьи».
В музее состоялась церемония торжественного гашения почтового блока специально выпущенным к юбилейной дате художественным штемпелем. Марки и конверты, на которых появляется специальный почтовый отпечаток, становятся филателистической ценностью.
Первыми оттиск штемпеля поставили: заместитель министра культуры Новосибирской области, начальник управления профессионального искусства, культурного наследия и образования И.М. Рудковская, директор макрорегиона «Сибирь» Почты России А.В. Завьялов и заместитель исполнительного директора Сибирского Рериховского Общества и Музея Н.К. Рериха С.А. Деменко.
Из выступления А.В. Завьялова: «Николай Рерих был не только художником, учёным, путешественником. Он был ещё автором идеи и инициатором создания первого в истории международного договора о защите культурного наследия. Его желание сохранять и оберегать памятники архитектуры и искусства созвучно с одним из направлений работы Почты России. Мы выпускаем марки, конверты и открытки с изображением российских культурных и исторических ценностей. Они путешествуют по разным городам и странам, рассказывая о нашем культурном достоянии. А ещё такая почтовая продукция попадает в музеи и частные коллекции, а значит, информацию о них бережно хранят и передают другим поколениям».
Кроме Новосибирска специальные почтовые гашения в честь 150-летия со дня рождения Николая Рериха прошли в Москве, Санкт-Петербурге и
Барнауле.



 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку