Н.К. Рерих. ЯРОСЛАВЛЬ.
ПАПЕРТЬ ЦЕРКВИ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ. 1903
Дерево, масло. 40,0 х 30,5
Государственный музей Рерихов. Россия. Москва
«Проездом через Ярославль слышно было, что предстоит ремонт Ивана Предтечи; следует поправить трещины. Но страшно, если, заделывая их, кисть артельного мастера разгуляется и по лазоревым фонам, и по бархатной мураве; получится варварское дело, ибо писали эти фрески не простые артельные богомазы, а добрые художники своего времени.
Это тот самый храм, про который я уже писал: "Осмотритесь в храме Иоанна Предтечи в Ярославле. Какие чудеснейшие краски вас окружают! Как смело сочетались лазоревые воздушнейшие тона с красивой охрой! Как легка изумрудно-серая зелень и как у места на ней красноватые и коричневатые одежды! По тепловатому светлому фону летят грозные архангелы с густыми жёлтыми сияниями, и белые их хитоны чуть холоднее фона. Нигде не беспокоит глаз золото, венчики светятся одной охрой. Стены эти — тончайшая шёлковистая ткань, достойная одевать великий дом Предтечи!"
Так, искренно, пелось об этом замечательном храме. Теперь дом Предтечи "археологически" промыт…
Вся поэзия старины, вся эпидерма живописи смыта богомазами… Пропал теперь тонкий серо-изумрудный налёт травы, пропали серые полутоны всех белых частей стенописи, исчезла синева — выскочила синька.
Словом, всё то глубоко художественное и религиозное, что струилось и горело в живописном богатстве, — всё это небесное стало земным, грубым, грешным… И так, понемногу, в тишине громится духовное богатство Руси… всё то, что составляло действительное богатство и устои народа…
Те, кто решается сказать, что сейчас храм Иоанна Предтечи выглядит лучше, нежели был семь лет тому назад, — могут ли они утверждать, что видели его теперь и тогда. Если не видели, то не должны и говорить. Если видели и всё-таки скажут, что храм теперь лучше, — тогда пусть займутся сапожным ремеслом. Стенопись храма Иоанна Предтечи в Толчкове испорчена».
Н.К. Рерих. «По старине».
Назад в раздел