Н.К. Рерих. ЯРОСЛАВЛЬ.
ВХОД В ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ МОКРОГО. 1903
Фанера, масло. 31,0 x 40,3
Государственный музей Рерихов. Россия. Москва
«Никола Мокрый в Ярославле. По расположению, по изразцам, по наличникам одна из замечательных церквей Ярославля. Внутренность уже перемарана исказителями. Пожалуй, та же участь ожидает Ивана Предтечу: есть серьёзные трещины, но если, заделывая их, посмеют тронуть окружающую роспись (особенно, где мало подновлений) — будет вопиющее дело. Талант старых мастеров и время дали такие чудесные сочетания, что не нарушить их сумеет лишь большой художник».
«Из путевой книжки художника Н.К. Рериха».
Первое упоминание о Никольском храме было сделано в грамоте, которую подписал последний из Рюриковичей на русском престоле — царь Василий IV Шуйский. Документ датируется 15 июня 1610 года и адресуется крупнейшему на Ярославских землях мужскому Спасскому монастырю, который владел в то время самой церковью и слободой.
Каменный храм на этом месте начали строить в 1665 году по указу государя Алексея Михайловича . В 1672 году все работы были завершены и главный храмовый престол освятили в честь Николая Чудотворца.
Каменная церковь Николы Мокрого была украшена сюжетными живописными композициями на библейские темы, портретами русских царей и святых, настенными изображениями жития Николая Чудотворца и летописью строительства храма. Картина «Страшного суда» с западной церковной стены признаётся специалистами одной из лучших настенных росписей Ярославля XVII века. Наличники и пучковые колонки украшены поливными цветными изразцами и многоцветной керамикой. Уникален образец русского прикладного искусства XVII века — кованная решётка, которая украшает паперть храма. Внутри храма для государя и патриарха сделали специальные молельные места. Это были уникальные по замыслу и качеству исполнения образцы монументальной резьбы по дереву.
В настоящее время общественность Ярославля обратилась в ЮНЕСКО с просьбой признать храм объектом Всемирного наследия.
Назад в раздел