Н.К. Рерих. БОРИС И ГЛЕБ. 1942
Холст, темпера. 61,0 x 123,0
Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург
Борис и Глеб, сыновья князя Владимира — первые и особо почитаемые русские святые. Борис и Глеб исполняя княжеские обязанности стремятся в мирской жизни следовать заветам христиански добродетельного жития. Брать в руки меч для участия во внутренней борьбе князей из-за великого княжения им запрещает христианская заповедь братолюбия и смирения.
«Высочайший подвиг Бориса и Глеба заключался в добровольном принятии мученической смерти ради сохранения единства Русской Земли. Смерть братьев потрясла Русь, их образы стали символом праведности и мученичества, принятого за свою родину». Журнал "Восход". 2007. № 1.
«Борис и Глеб плывут по Днепру. Это великие русские очень почитаемые святые. Была легенда, что они появлялись перед опасностью, грозившей Руси. Они пожертвовали собой, чтобы не было междоусобной борьбы. Их старший брат Святополк Окаянный хотел их убить, чтобы завладеть их долей царства Киевского. Но они пошли сами на эту жертву и не сопротивлялись. И он убил их, но зато не было междоусобной брани. Эта необыкновенная жертва сделала их святыми...» Н.Д. Спирина
Они погибли от руки своего брата Святополка, получившего за это вероломное убийство прозвище «Окаянный». Сохранилось предание о том, как в ночь перед Невской битвой (1240 г) одному из воинов было видение — плывущая по реке ладья, в которой стояли святые Борис и Глеб. «Брат Глеб, вели грести скорее! Поможем нашему родственнику Александру!» — сказал святой Борис. На следующий день русское войско победило шведов в неравной битве. Существует предание и о том, что в очень опасные для Руси моменты появлялась на Днепре ладья со святыми, спешащими на помощь.
.
Назад в раздел