Н.К. Рерих. ДОЗОР. 1905
Холст, масло. 148,5 х 148,5
Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург
Богатырями земли русской представились башни изборской крепости, стоящие словно плечом к плечу. В них передано ощущение силы и непоколебимой мощи. Глядя на изборские башни, особенно остро ощущаешь, что за ними Русь и отходить некуда.
Дружина, входящая в крепость, воплотила в себе всех былинных богатырей, что стояли на рубежах своей земли и символизировали мощь великого русского народа, его героический дух, несокрушимый в своём устремлении к защите всего благого и созидательного.
«В художественных кружках с большой похвалой отзываются о новой картине г. Рериха "Дозор". Она изображает нечто вроде старинной русской крепости; город окружают высокие мрачные башни. Люди, закованные в броню "дозором" ходят, смотрят, всё ли спокойно.
Надвигается вечер. Темнеют предметы. Гаснет дневной свет неба. От картины веет ароматом величавой старины.
"Дозору" смело можно предсказать большой успех, едва ли не больший, чем тот, какой имело его известное полотно "Город строят"».
«Биржевые ведомости». 1905. 22 сентября / 5 октября. Вечерний выпуск. № 9044. Четверг. С. 4.
«В своё время Рерих не побоялся отбросить традиционную шелуху славянствующей красивости и ложного пафоса. Он неожиданно по-новому показал историю древней Руси. Может быть, впервые в русской живописи Рериху по-настоящему удалось раскрыть строгий, суровый и истинно прекрасный лик народа, осознавшего свой долг строителя жизни. Там, где другие видели только исторические сдвиги, Рерих улавливал красоту народного подвига. Его полотна: "Дозор", "Бой", "Заморские гости", "Поморяне", "Сеча при Керженце", "Волокут волоком", "Город строят" и множество других — это то прошлое, которому обязано своим величием настоящее». П.Ф. Беликов
Назад в раздел