Н.К. Рерих. ПОБЕДА. 1942
Холст, темпера. 76,2 х 122,0
Дом учёных СО РАН. Россия. Новосибирск
«Фоном в картине "Победа" или "Змей Горыныч" служит гора Белуха в том же ракурсе, что на пейзаже, находящемся в Лувре. На переднем плане древнерусский воин, похожий на одного из героев картины "Богатыри проснулись". Перед ним — поверженный им дракон. Он отрубил в смертельной схватке голову этому чудовищу. Это сюжет былинный.
Но здесь проявляется уже метод Николая Рериха, заключающийся в том, что он обращается к современникам и говорит о современных событиях образами былин, легенд, истории. Картина написана в 1942 году, в году решающей битвы на Волге и последующей победы в ней. Становится ясно, что полотно Рериха посвящено этой победе. Тем боле, если заметим, что цвет кожи Змея Горыныча соответствует цвету мундиров фашистской пехоты. А сверкающие в багряном свете вершины Белухи, стоящие подобно неприступному бастиону, стали символом непобедимости народа, символом победы.
Но если повернуть ключ понимания картины на третий оборот, то содержание её будет говорить об известной теме победы добра и правого дела над злом. Можно повернуть ключ понимания и дальше. Тогда картина повернётся к нам психологически-философской гранью своего содержания, говорящей о борьбе этих двух противоположностей — добра и зла, истины и эгоизма в самом человеке, в душе его…
Надо отметить, что многие картины Николая Рериха имеют много пластов раскрытия своего содержания, идущих обычно от внешнего к внутреннему; от сюжета через пласты исторические, эмоционально-ассоциативные к философским и нравственным.
Картина "Победа" находится в Новосибирске, в Доме Учёных. Младший сын Николая Рериха, Святослав Рерих подарил её сибирским учёным по их просьбе, как дань уважения сибирякам, ковавшим общую Победу».
Л. Цесюлевич. Журнал "Перед Восходом". 1995. № 5.
Назад в раздел