Н.К. Рерих. КАЙЛАС. 1946
Картон, темпера. 30,8 х 45,8
Национальная галерея иностранного искусства
Болгария. София
«Кайлас (Кайласа, Кайлаш) — это название горного хребта на юге Тибетского нагорья. С тибетского "Кайлас" переводится как "Драгоценный камень снегов"... Вершина Кайлас считается обителью бога Шивы и является в Тибете одним из главных мест паломничества.
"Перед нами путь на Кайлас, — писал Н.К. Рерих. Высится одно из пятнадцати священных чудес, исчисленных в книгах Тибета. Гора Колокола! По острым кряжам ходят к вершине ее. Стоит она поверх последнего можжевельника, поверх всех желтых и белых складок нагорных. Тут ходил и Падма Самбхава, о том говорит древний монастырь Гандо-Ла. Именно здесь пещеры Миларепы. И не одна, но многие освященные именем отшельника, слушавшего перед зарею голоса Дэв. Здесь же и духовные твердыни Гаутамы Риши. Недалеко и легенды, сложенные около Пахари Баба. Ходили тут многие Риши. И тот, который дал горе зовущее имя Колокола, тоже думал о колоколе для всех, о помощи всем, о Благе Вселенском!
Здесь жили Риши во Благо Вселенское!
Когда же на горных путях встречаются Риши, они не спрашивают друг друга: откуда? От Востока ли, от Запада, от Юга, от Севера? Ясно одно – за Благом и от Блага. А сердце возвышенное, утончённое, пламенеющее знает, где Оно и в чём Оно – Благо.
В караване спутники начали спорить и обсуждать качества различных Риши. Но седой пилигрим указал на снежные вершины, в красоте сияющие, сказав: "Нам ли судить о качествах этих вершин? Можем лишь в недосягаемости восхищаться их великолепием"!
Н.К. Рерих. "Священные вершины".
В своих картинах Н.К. Рерих хотел не только показать реально существующий путь на Кайлас, но и оставить свидетельства извечного устремления человеческого духа к самому Высшему. Именно это стремление является тем двигателем, которое помогает человечеству вступить на путь эволюции и выйти из замкнутого круга обыденной жизни, на просторы духовной Чистоты и Праведности».
По статье Ю. Стройновой "Страна снегов. Часть 1. Кайлас". (Журнал "Восход". 2012. № 12).
Назад в раздел