Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Так найдем в себе мужество, терпение и великодушие и каждую минуту будем помнить о необходимости единения.
Рерих Е.И. Письмо от 08.10.1937

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Николай Рерих. Легенды
Н.К. Рерих ГЕССЕР-ХАН. 1941



Н.К. Рерих ГЕССЕР-ХАН. 1941
Холст, темпера. 91,0 х 152,5
Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха.
Россия. Москва

В картине «Гэсэр-хан» колорит огненно-красный. Синева невысокой цепи скал лишь подчёркивает яркость окутавшего небосвод пламени, на котором отчеканился силуэт всадника.

Гэсэр-хан — легендарный герой знаменитого центрально-азиатского эпоса, в котором он воспевается как мудрец, защитник слабых и угнетённых, борец за свободу и счастье народа. Для кочевников Восточного и Северного Тибета легенда о Гесэре не просто героическое сказание, это воплощение их мечты о лучшем будущем в образе славного прошлого. «Поучительно видеть, как прошла Гесэриада по всему сердцу Азии. Народы сложили свои лучшие думы».
Н.К. Рерих. "Душа народа".

«Эпос "Гэсэр" в творчестве Николая Константиновича и Юрия Николаевича Рерихов занимает особое место… Образ героя Азии был одинаково близок Рерихам своею древностью и чистотой, народностью и всемирностью. Художнику и мыслителю Н.К. Рериху "Гэсэр" представлялся вечно новой звучной песней, прославляющей подвиг и красоту служения добру. Для учёного Ю.Н. Рериха этот эпос был бесценным живым источником, содержащим в поэтических образах отголоски древних верований и исто-рических свидетельств Центральной Азии...

Теме Гесэриады Н.К. Рерих посвятил многие свои живописные работы. В своих очерках он «выделял в "Гэсэре", прежде всего, его родственность великим эпопеям человечества, его всемирность, разрушающую временные и культурные барьеры. Важнейшие понятия Центральной Азии — служение Общему Благу и героизм не случайно объединялись Н.К. Рерихом в единое целое, были для него смыслом жизни и главнейшей темой творчества…

Юрий Николаевич Рерих в своих научных изысканиях также уделял много внимания эпосу и внёс большой вклад в его изучение. Во время одной из поездок в Восточный Тибет ему удалось разыскать уникальный экземпляр тибетской версии "Гэсэра"... "В бонском монастыре в Шаругене им было открыто многотомное рукописное собрание текстов добуддийской религии Тибета — древней и во многом загадочной веры под названием Бон. Часть этих рукописей была посвящена бонской версии знаменитой Гэсэриады, которую Ю.Н. Рериху довелось слушать непосредственно из уст тибетских кочевых рапсодов [исполнители эпических песен]. “Я помню эти сидящие фигуры и сосредоточенные лица, освещённые пламенем костра, — писал он об этом, — и затянувшиеся до полуночи рассказы о героических подвигах царя Гэсэра и его семи воинственных друзей. В эти моменты обычно равнодушное выражение лица кочевника внезапно загорается внутренним огнем, который говорит больше, чем слова, о том, что их древний воинственный дух ещё живёт в них до сих пор”». А.Н. Зелинский. "Ю.Н. Рерих. Звериный стиль у кочевников северного Тибета".

«В 1942 г. Юрий Николаевич пишет работу "Сказание о царе Гэсэре из страны Линг", где, обобщая все известные данные, приходит к выводу, что по стилистическим и языковым особенностям этот эпос относится к V — VI векам н.э., а его истоки, возможно, к ещё более раннему времени…».
Н.М. Смирнов. "Рерихи и Гэсэр".
«Кстати, заметим здесь, что именно Ю.Н. Рериху принадлежит, по-видимому, наиболее правильная научная датировка этого легендарного центрально-азиатского эпоса о Гэсэре, столь ярко воплощённого на полот-нах его отца. Его создание он относил к середине 1-го тыс. н.э. и связывал с сяньбийскими кочевыми племенами. Не исключено, что именно исследование Ю.Н. Рериха навеяло его отцу незабываемый теперь для нас героический образ Гэсэра». А.Н. Зелинский. "Ю.Н. Рерих. Звериный стиль у кочевников северного Тибета".

Эту картину Н.К. Рерих посвятил старшему сыну Юрию — известному востоковеду и подарил её ему на день рождения. Образ Гесер-хана был очень близок Юрию Николаевичу. «Как и Гэсэр, он был по складу своего характера воин. Внешний вид кабинетного учёного был лишь доспехом этого воина. Его деликатность была ничем иным, как оружием против царящей в мире грубости...

На картине всадник с натянутою тетивой лука, верхом на гордом коне целится очень далеко — куда-то в пылающее красным заревом небо. Это был скорее вызов грядущему, нежели преследование какого-либо врага. Смотреть далеко вперёд и быть готовым вступить в бой за лучшее будущее человечества — таким качеством наделил своего героя Гэсэра монгольский народ. Это качество в полной мере было свойственно и Юрию Николаевичу».
П.Ф, Беликов. "Непрерывное восхождение" т. I

«Ответ на вопрос о том, чем привлекла Ю.Н. Рериха кочевая Азия, кроется в его сердце. С героическим образом Гэсэр-хана на вздыбленном коне, натягивающего стрелу на фоне пламенеющего неба на одноименном полотне Н.К. Рериха, он с юности впитывал неиссякаемую силу Степной Евразии, судьбы которой тесно и неразрывно переплелись с Россией. И он вслед за Достоевским мог бы повторить, что «Россия не в одной только Европе, но и в Азии... что русский не только европеец, но и азиат». А.Н. Зелинский. "Юрий Рерих — этнограф, путешественник, евразиец".






Назад в раздел