Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Бог есть любовь, и всё существование Вселенной обязано именно любви, и ничему другому.
Рерих Е.И. Письмо от 17.10.1935

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Николай Рерих. Легенды
Н.К. Рерих. Меч Гессар-хана. 1931



Н.К. Рерих. МЕЧ ГЕССАР-ХАНА. 1931
Холст, темпера. 76,0 x 118,0
Государственная Третьяковская галерея. Россия. Москва

«Лама Мингиюр с гордостью зовёт к камню, на котором изображение меча. Вот почему задумывалась картина “Меч Гессар-Хана”. Где же мы видели эти характерные формы меча-кинжала? Видели их в Минусинске, видели на Кавказе, видели во многих сарматских и кельтских древностях. Всё к тем же соображениям, к переселению народов ведёт этот меч, так отчетливо запечатленный на древней, веками заполированной, коричнево-пурпурной поверхности камня. Знак ли битвы, знак ли мужественного прохождения»
Ю.Н. Рерих. «По тропам Срединной Азии».

«Эпос "Гэсэр" в творчестве Николая Константиновича и Юрия Николаевича Рерихов занимает особое место. Каждый из них по своему видел его, и, несомненно, что оба находили в нём легендарное прошлое и будущее человечества». Художнику и мыслителю Н.К. Рериху «Гэсэр» представлялся вечно новой звучной песней, прославляющей подвиг и красоту служения добру. Для учёного Ю.Н. Рериха этот эпос был бесценным живым источником, содержащим в поэтических образах отголоски древних верований и исторических свидетельств Центральной Азии, также полных нестареющей красоты и свежей энергии».
Л.И. Глущенко. «Гесэриада и её герой Гесэр-хан в работах Н.К. Рериха и Ю.Н. Рериха. "Рерихи и Гэсэр"».

«Владыка Гессер-хан идёт с непобедимым войском, чтобы уничтожить нечестивые элементы Лхасы, и водворяет всеобщую справедливость и благосостояние. В Тибете мы могли удостовериться в распространенности этого предания. Нам говорили о дворе Гессер-хана в К'аме, где собраны мечи его воинства, служащие балками этого замка.

Стрела — это знак Гессер-хана. Стрела — это молния, и наконечники стрел, находимые в полях, принято считать отвердевшей громовой стрелой. Война объявляется посылкою стрелы. Приказ о вооружении, как мы видели, навертывается на стрелу. Гессер-хан вооружён громовыми стрелами, и сужденное войско скоро готово выйти из заповедной страны на спасение мира. Тот, кто умеет читать тайные руны, поймёт, на какую новую эпоху торжества духа указывают символы». Н.К. Рерих. «Шамбала».

«Опять на скале запёчатлён героический меч Гессер-хана; опять пред нами пещеры и вершины священного паломничества...
Где же мы видели эти характерные формы меча-кинжала? Видели их в Минусинске, видели на Кавказе, видели во многих кельтских и сарматских древностях.
Всё к тем же изображениям, к переселению народов ведёт этот меч, так отчётливо запечатлённый на древней, веками за¬полированной, коричнево-пурпурной поверхности камня.
Знак ли битвы, знак ли мужественного прохождения? Или забытая граница? Победа?» Н.К. Рерих. «Меч Гессар-Хана»

«Не случайно одна из картин Рериха называется "Меч Гесера" — самого популярного героя народного эпоса племён Внутренней Азии. Археологически точная зарисовка на картине позволяет определенно датировать наскальный рисунок, послуживший прототипом для неё. Это характерный меч или кинжал эпохи плиточных могил… важнейшее оружие древнего воина конца второго — первой половины первого тысячелетия до нашей эры».
А.П. Окладников. «Н.К. Рерих и его экспедиция».

Предания говорят о том, что священный меч Гессера даётся воинам, отдавшим себя всецело делу борьбы за истину, за высшие идеалы человечества.

По свидетельству самого художника, сюжетом для картины
"Меч Гессер-хана" послужило изображение меча на камне, найденное возглавляемой им Центральноазиатской экспедицией в древнем урочище в Тибете.







Назад в раздел