Н.К. Рерих. ДОЧЬ ВИКИНГА (УНКРАДА). 1918
Фанера, масло, темпера. 41,5 х 50,8
Государственный музей Рерихов. Россия. Москва
«Ветреное весеннее утро покоится на пологих холмах над синим озером, распустились белоствольные берёзы, расцвели жёлтые скромные лютики... Тоскующая девушка бродит по нежной траве, и словно слышится её жалоба: «А ты вей, ветер, вей, понеси от меня весть моей родине, обойми её своими крыльями, прижмись грудью к груди. Помоги, пособи мне»...». Сергей Эрнст. "Держава Рериха".
«Ункрада — имя одной из героинь пьесы Алексея Ремизова «Трагедия об Иуде, принце Искариотском», племянницы царя Искариотского, девушки, мечтающей о родине своей матери-пленницы — о далёком севере. Образ ремизовской Ункрады навеян её монологом: «Что стоишь невесёлая — белая берёза — сестра моя родимая? Или опечалила весть моя недобрая, или сердцем что зачуяла, или вспоминаешь ты о чём?.. Одну думу думаю, и во сне мне снится на чужбине один сон, и как скажешь о твоём имени — Россия! Русь моя, моя родина привольная, ширь и воля, вольность русская, белая берёза, сестра моя родимая! — вся душа замучится и растёт тоска, как тьма вечерняя осеннею порой. Вижу тебя, родина далёкая». Журнал "Восход". 2009. № 1.
«Устремление женщины к неведомому и прекрасному миру, который обещает столько чудесных открытий, передано в ряде картин Рериха начала 20 века. В них проходит череда женских образов, возвышенных и одухотворенных. Длинное одеяние, коса, чуть склоненная голова, открытый взгляд иконописных глаз, на голове лента или венок, — всё это приближает эти образы к национальному идеалу».
Н.М. Кочергина. "У рубежа".
Назад в раздел