Н.К. Рерих. СЛАВА ГЕРОЮ. 1933
Холст, темпера. 79,0 x 965,0
Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк
Слава Герою.
1933 г., х., темп., США, МРН.
(По кат. В.В. Соколовского).
«"Слава Герою". Монахиня несёт лампаду Герою, победившему дракона, побе-дившему змия, который под его ногами уже находит свой конец. И она воздаёт Герою славу». Наталия. Н.Д.Спирина.
«В 1910-е гг. к постановкам "Принцесса Мален" и "Сестра Беатриса" по одноименным драмам бельгийского драматурга М. Метерлинка Н.К. Рерих исполнил ряд эскизов декораций, костюмов и графическую серию архитектурных пейзажей. "Позднее, используя некоторые из них, он написал станковые картины, например, на основании архитектурного рисунка 1916 года "Двор перед замком" в 1920 году появилось произведение "Тайны стен". Не оставляли Рериха образы Метерлинка и в 1930-е годы. Навеянные ими полотна "Слава герою" (1933), "Тени прошлого" (1937) и другие выстроили "мост" к раннему творчеству художника. К достоинству этих работ можно отнести то, что Рерих не пытался перевести на язык живописи "сюжетную и словесную ткань первоисточника". Он уловил в сочинениях Метерлинка главное и реально подвластное кисти — "атмосферу напряженной духовности, пронизывающей не только мир людей, но и мир вещей, архитектуру, пейзаж Метерлинка». Е.П. Яковлева. «Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха».
«Человечество должно беречь своих героев. Так же должно оно беречь и память о них, ибо в ней уже будет здоровое, созидательное вдохновение. Жизнь уныла без героя. Тем ценнее, если такие герои не только имеются на страницах преданий, переходя в божественные мифы, но они оказываются посланными и в наше время. Они трудятся, создают и борются за благо в эти дни. Люди могли их видеть. Множество соратников могли ощущать прикосновение ободряющей руки и слышать зовущее слово… В героизме живёт и сияет самоотречение и самопожертвование. Слава сопутствует герою, но она является не умышленным надписанием, но естественным гербом его славного щита». Н.К. Рерих. «Король Альберт» / «Нерушимое».
«Герои, во время их строительного подвига, и не подозревали, что они являются выразителями стран, выразителями самой ценной конденсированной психологии. Они творили Благо. Они следовали своему непосредственному зову сердца. Иначе они и не могли бы действовать, ибо иначе они не были бы теми самыми героями, память о которых не только живет, но и возносится и углубляется в проницательности народной». Н.К. Рерих. «Душа народов». / «Твердыня пламенная».
«…Когда же молодое поколение вспомнит о героизме, оно захочет возобновить в памяти все те мужественные призывы о подвигах, которые запечатлели народы в лучших своих вдохновениях… Герои будут утверждены... Песнь о Святом Граале возносит подвиг служения человечеству на священную вершину. Все зовы. Разные наречия, разные слова, разные обращения и утверждения, а зовы все те же. Зовы подвига». Н.К. Рерих. «Зов Роланда» / Листы дневника, т. I
Назад в раздел