Н.К. Рерих. СОШЕСТВИЕ ВО АД. 1933
Холст, темпера. 61,0 x 50,0
Государственный музей искусства народов Востока.
Россия. Москва
«В 1933 году Рерих пишет картину "Сошествие во ад". Совершенно неканоническое по иконографии, оно тем не менее следует известным изречениям Святого Антония: "От неведения все пороки" и "Ад есть невежество". Христос спускается в преисподнюю, населённую у Рериха страшными существами в виде глубоководных рыб, у которых есть что-то и от человеческих черт. Художник тут не оригинален: в общепринятой символизации зла рыба, как правило, представляет низшую природу человека. Порождения невежества и греха с их огромными зубастыми челюстями прямо-таки ужасны. Нижний мир буквально кишит этими мерзкими хтоническими сущностями. Гиперболизуя, Рерих высвечивает истинное лицо человеческих пороков, столь часто встречающихся в жизни. "Много таких ужасных ущелий, — писал он, — где подстерегают всякие безобразные личины"».
Е.П. Маточкин. "Космос Леонардо да Винчи и
Николая Рериха: художественные параллели".
«Почему легенда о хождении Христа в ад? Учитель обратился в низших слоях астрального мира и сказал: "Почему мыслями о земле вечно себя к земле привязывать?" И многие возмутились и воспрянули выше.
Так найдите Господа каждого и возвеличьте Его. Можно понять разумом, но важно в улыбке духа. Когда самое трудное становится лёгким, как полёт птиц, сами камни соединяются в свод — и каждому явится Христос Каменщик».
Озарение, ч. 2, VIII-2
Назад в раздел