Сибирское Рериховское Общество            контакты          написать нам          (383) 218-06-71


Мысли на каждый день

В сознании заключается и мощь, и всё оружие победы. Устремлённое сознание может двигать громадами…

Мир Огненный, ч.3, § 320
"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение
Живой Этики

Сибирское
Рериховское
Общество

Музей Рериха
Новосибирск

Музей Рериха
Верх-Уймон

Сайт Н.Д. Спириной

ИЦ Россазия
"Восход"

Книжный
магазин

Город
мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей:         
                   
                   
Книги:         


 
 
 

С.Н. Рерих. Сюжетные картины


СВЯТОСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ РЕРИХ (1904 — 1993) известен во всём мире как художник, искусствовед, почётный член Академии Художеств СССР, крупный общественный деятель, отдавший немало сил укреплению и расширению культурных и научных связей между Индией и Советским Союзом. Его кисти принадлежит несколько тысяч полотен, украшающих лучшие музеи Европы, Америки и Азии.
Святослав Николаевич родился в 1904 году в Петербурге в семье Николая Константиновича Рериха — всемирно известного художника, крупнейшего общественного деятеля, борца за мир и культуру. Его мать — Елена Ивановна Рерих происходила из старинного дворянского рода Голенищевых-Кутузовых. Общественный деятель, участница Центрально-Азиатской экспедиции, организованной Николаем Рерихом; почётный президент-основатель музея Николая Рериха в Нью-Йорке, Института Гималайских исследований «Урусвати» в Индии.
В неполные шестнадцать лет Святослава Рериха в порядке исключения приняли в Колумбийский университет на архитектурное отделение, после окончания которого он продолжил учёбу в архитектурной школе при Гарвардском университете. В восемнадцать лет он становится вице-президентом Музея имени Николая Рериха в Нью-Йорке. В 19 лет Святослав Николаевич — директор Международного культурного центра «Согопа Mundi» («Венец Мира») в Нью-Йорке, основанного Н.К. Рерихом. Святослав Николаевич проводит выставки прогрессивных художников, читает лекции, занимается общественной деятельностью, связанной с подготовкой к принятию Пакта Рериха и Знамени Мира. Входит в состав многих культурных и научных обществ Америки и Европы.
Закончив учёбу в Америке, Святослав Николаевич переезжает в Индию и поселяется с родителями в старинном доме в Наггаре, в долине Кулу. В основанном Н.К. Рерихом Институте гималайских исследований «Урусвати» он руководит отделением фармакопеи. Диапазон его научно-исследовательской деятельности необычайно широк. Он занимается археологией, химией, минералогией, сравнительным религиоведением. Увлекается работами по палеонтологии, орнитологии. В научно-исследовательском институте «Урусвати» руководит работами по ботанике, орнитологии, изучает древние медицинские трактаты, организовывает местные экспедиции для сбора растений. Он изучает памятники культуры, создаёт опытные плантации лекарственных растений, собирает и изучает древние манускрипты, фольклор, коллекционирует произведения центральноазиатского и индийского искусства, проводит экспедиции, пишет статьи о живописи и искусстве различных районов Индии. Во всех этих сферах знания он проявляет себя как талантливый исследователь и пытливый учёный.
Всегда интересовавшийся проблемами воспитания, художник принимал деятельное участие в организации и работе детской художественной школы-интерната им. Ауробиндо Гхоша в Бангалоре.
После смерти отца, в 1947 году, Святослав Николаевич постоянно живёт в имении Татгуни на юге Индии. Занимается эфироносными культурами, поставляет эфирные масла для парфюмерной промышленности в Швейцарию и во Францию,.
В 1960 году, по приглашению советского правительства, Святослав приезжает на Родину. Во время пребывания Святослава Николаевича в Москве скоропостижно скончался его брат — Ю.Н. Рерих. Художник передаёт уникальную библиотеку брата Институту востоковедения, где открывают мемориальный кабинет профессора Ю.Н. Рериха.
В 1974 году, приехав в Москву для участия в торжественном праздновании 100-летия со дня рождения Н.К. Рериха и своего 70-летия, художник вручает министру культуры СССР 42 картины архитектурной серии Н.К. Рериха из собрания американской сотрудницы Рерихов Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе, которую она передала в дар родине Николая Константиновича. В один из его приездов в Советский Союз состоялась его встреча с М.С. Горбачёвым, в результате которой было принято решение о создании Музея Н.К. Рериха — филиала Государственного музея Востока.
Святослав Рерих не только большой и самобытный художник, но и глубокий мыслитель. «Моё искусство, — говорил художник, — это средство выражения моих мыслей, моих исканий и внутренних представлений». Святослав Николаевич утверждал великую роль красоты в жизни человечества: «Я считаю, что именно поиски красоты, которая вела древнее искусство почти всех древних стран, дали миру их замечательные достижения. Поиски красоты — это то, что сблизит людей и спасёт мир». «Будем всегда стремиться к Прекрасному», — любил повторять художник, и сам следовал этому девизу всю свою жизнь.
За свою многогранную деятельность С.Н. Рерих был отмечен многими наградами и избран членом различных научных, общественных и культурных организаций всего мира.
Святослав Николаевич Рерих ушёл из жизни 30 января 1993 года в г. Бангалоре (Южная Индия), оставив людям пример устремления к Красоте, как основе нравственного совершенствования.

«Даже при кратком знакомстве с творчеством С.Н. Рериха чувствуется огромный творческий диапазон художника: помимо портретной, он обращается к пейзажной, эпической, жанровой и символической живописи, и во всем проявляет себя как виртуозный мастер и вдохновенный экспериментатор. Безупречная отточенность рисунка и совершенство техники исполнения вызывают в памяти лучшие достижения старых европейских мастеров. "Вы сразу чувствуете, — отмечал один из критиков, — что он из тех, кто полностью владеет своими инструментами и техникой и кто твердо знает, что он делает, о чем бы ни повествовал в своих полотнах"» Х.Л. Прашер. Наггар, Кулу, 1974
Искусство Святослава Рериха, впитавшее многовековые традиции Запада и Востока, способно не только удовлетворить изысканные элитарные вкусы, но, прежде всего, оно понятно и привлекательно рядовым зрителям. Вопреки всем модным течениям оно остаётся откровенно ясным и простым; идеи его сразу захватывают душу каждого неискушённого человека. Однако художник признавал, что добиться этого совсем непросто: «Но так же, как бывает трудно, подчас невозможно выразить словами то, что мы ощущаем в глубинах наших сердец, так же трудно, даже труднее бывает воплотить это в двух измерениях полотна...»
«Каждая картина Святослава Рериха открывает что-то новое, показывает неизвестные ещё грани Индии, её природы, её людей. Художник постоянно находит интересные мотивы, вдохновляющие сюжеты. Страна мечты не иссякает как живой родник, который бьёт в унисон с сердцем художника» (Е.П. Маточкин).
«В работах С.Н. Рериха, прежде всего, поражает необыкновенная яркость — возвышенность красочных сочетаний, светящихся "рериховских" тонов. Кажется, будто все краски мира вобрала в себя палитра художника. Лучистые радужные соцветия, снопы легких, словно искры, жёлтых мазков создают ощущение света южного солнца». «Советская Сибирь», 5.12.1974