Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Мы против каждого насилия. Мы не устремляем энергию без согласия сотрудника.
Иерархия, 410

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Поэтические подборки
ПАМЯТИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ И НИКОЛАЯ ГУМИЛЁВА

В своей работе «Вначале было Слово…» Н.Д.Спирина пишет о трагических судьбах, выпавших на долю многих великих поэтов.

Большие поэты часто бывают проводниками и провидцами Света и борются за добро против зла. И поэтому тьма ополчается на них в той или иной форме. Говоря о П.Неруде, А.Вознесенский точно обрисовал это положение: «Поэтов тираны не понимают, когда понимают — тогда убивают».

Н.С.Гумилёв был наиболее духовно озарённым поэтом ХХ века. Эта озарённость помогала ему в самые тёмные моменты жизни — как во время Первой мировой войны, так и в период захлестнувшего затем мир духовного мрака безбожия — провидеть наступающую эпоху «солнца духа».

Николай Гумилёв с большой точностью предсказал свою гибель в стихах «Рабочий» и «Я и вы». В первом он описывает, как рабочий «пред раскалённым горном» отливает ту пулю, которая убьёт поэта. А в стихотворении «Я и вы» Гумилёв буквально до малейших деталей описывает то место, где его расстреляют, и время года, когда это произойдёт.

…И умру я не на постели, 
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще…

Его расстреляли на маленьком тюремном дворике, окружённом высокими каменными стенами. Это было в конце августа, и стены дворика были обвиты густым плющом.

Николай ГУМИЛЁВ

 РАБОЧИЙ

               РАБОЧИЙ

Он стоит пред раскалённым горном,
Невысокий старый человек.
Взгляд спокойный кажется покорным
От миганья красноватых век.

Все товарищи его заснули,
Только он один еще не спит:
Всё он занят отливаньем пули,
Что меня с землею разлучит.

Кончил, и глаза повеселели
Возвращается. Блестит луна.
Дома ждет его в большой постели
Сонная и теплая жена.

Пуля, им отлитая, просвищет
Над седою, вспененной Двиной,
Пуля, им отлитая, отыщет
Грудь мою, она пришла за мной.

Упаду, смертельно затоскую,
Прошлое увижу наяву,
Кровь ключом захлещет на сухую,
Пыльную и мятую траву.

И господь воздаст мне полной мерой
За недолгий мой и горький век.
Это сделал в блузе светло-серой
Невысокий старый человек.

Марина Цветаева как поэт — это необычайная мощь чувств и совершенно исключительное мастерство. Некоторые её стихи (в частности, "Сивилла — младенцу") говорят о том, что Марина Цветаева принимала концепцию восточной философии о вечной жизни.

Марину Цветаеву довели до того, что она ушла из жизни, не выдержав страшного одиночества. Её сломил крах всех её надежд, потеря самых близких людей. Когда она ехала в Россию, она ждала совсем не этого. Опять выявилась трагическая судьба, преследующая многих поэтов, — оттого всё на свете и грустит о поэте, как пророчески написал Гумилёв, тоже ушедший не своей смертью.

Марина ЦВЕТАЕВА

Тоска по Родине! Давно
Разоблачённая морока!
Мне совершенно всё равно —
Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой
Брести с кошёлкою базарной
В дом, и не знающий, что — мой,
Как госпиталь или казарма.

Мне всё равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной — непременно —

В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведём без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться — мне едино.

Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным,
Мне безразлично — на каком
Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен…)
Двадцатого столетья — он, 
А я — до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне все — равны, мне всё — равно,
И, может быть, всего равнее —

Роднее бывшее — всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты — как рукой сняло:
Душа, родившаяся — где-то.

Так край меня не уберёг
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей поперёк!
Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё — равно, и всё — едино.
Но если по дороге — куст
Встаёт, особенно — рябина…

Под впечатлением этих стихов появилось стихотворение:

Ирина СЕРЕБРОВА

ПАМЯТИ ПОЭТОВ

ПАМЯТИ ПОЭТОВ

Когда чуть слышно листья опадают
И небеса задумчиво тихи,
Не прошлые печали вспоминаю —
Перебираю в памяти стихи.

За каждою строкой — судьба поэта,
Она висит на кончике пера, —
Кто был убит, бесстыдно оклеветан,
Кто доведён до смертного одра.

…Дорога, одинокий куст рябины* —
Как символ ностальгической мечты,
Любовь и боль Цветаевой Марины,
Стоящей у трагической черты…

…Блестит луна. И все давно заснули**.
Рабочий возвращается домой.
Он занимался отливаньем пули,
Что Гумилёва разлучит с землёй…

Восполнится ли горькая потеря?
И как незаменимых заменить?
Нам остаётся ждать, любить и верить,
Чтоб удержать связующую нить.
. . . . . . . . . . . . . .
Когда в листве последний луч играет
И небеса закатные тихи,
Не прошлое своё перебираю —
Поэтов вспоминаю и стихи.

* См. Стихотворение М.Цветаевой «Тоска по родине! Давно…»
** См. Стихотворение Н.Гумилёва «Рабочий».


Назад в раздел