Слово «примеси» было взято из пронзительного и необыкновенно актуального сейчас, хотя написано в 1950-х годах, стихотворения немецкого прогрессивного писателя XX века Бертольда Брехта, обращённого к тем, кто может уйти.
Тем, кто может уйти
Те, кто может уйти, должны уйти, Не нужно просить их остаться. Остаться должны только те, кто не может уйти. Разве удержишь того, У кого есть возможность уйти? Ослабевшие не в силах Удержать кого бы то ни было. Но и в хорошее время Не удерживайте тех, кто может уйти, Потому что может наступить плохое время. С нами пойдут в бой лишь те, Кому грозит то же, что и нам. Что нам за толк, если кто-то Любит нас за красивые глаза? Скажем же им: сегодня От нас ещё есть дорога, Кольцо вокруг нас ещё не сомкнулось. Может уйти каждый, у кого есть убежище там, снаружи, У кого есть друг среди врагов, Тот, кто ещё может уйти. Чтоб мы наконец остались одни, Свободные от примесей, — Люди, которые не могут уйти.
Сейчас мы вступаем в роковой, решающий период духовной истории человечества — примем ли мы законы Бытия, изложенные в Учении Живой Этики, или безнадёжно отстанем от эволюции духа, уйдём в прошлое навсегда. Что может удержать нас не свернуть с пути Служения, с пути продвижения? Свобода от примесей, о которых Брехт упоминает. В чём заключаются они? Их немало.
Каждый действует или во имя своё, или во имя общего блага. Действие «во имя своё» и содержит все те примеси, те свойства, которые тормозят продвижение и дают возможность уйти.
Власть, слава, богатство — три основные искушения, которыми сатана пытался соблазнить Христа. Если у ученика имеется тяготение к ним — он может сойти с пути Служения.
Одна из примесей — губительная половинчатость. У таких людей есть «друг среди врагов», есть «убежище там, снаружи» — так определяет эту половинчатость Брехт.
Каждый должен сам определить свои примеси. Никто другой точнее его самого этого не сделает. И сделать это надо, пока не поздно определиться.
Учение Живой Этики содержит перечень этих примесей и подробно говорит о них, раскрывая их суть и указывая на методы их изживания.
В Учении Живой Этики нет ничего отвлечённого — всё жизненно и всё применимо.
24 ноября 1996 г.