Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Зачем вы живете? Чтобы познавать и совершенствоваться.
Община, 230

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


ПУТЬ ДУХА



Из радиопередачи (цикл «Беседы о Живой Этике»)

Корр.: Для многих, читающих книги Живой Этики, Учение это привлекательно своей красотой и убедительностью. Многие, услышав однажды о нём, принимают его сразу, всем сердцем, как единое решение жизни. Но каждый, устремившийся к Учению, одновременно понимает, какая пропасть отделяет его от того совершенного человека, каким призывает стать Живая Этика. И как редки в жизни те люди, которые не только теоретически знают Учение, но и практически сумели в известной степени приложить его к жизни. Именно к таким людям относится Наталия Дмитриевна Спирина, которая всем обликом своим убеждает в верности Учения и возможности духовных достижений.

Есть у Николая Рериха картина, которая называется «Путь духа». На ней изображена фигура путника в белом одеянии. Он идёт по узкой извилистой тропе по краю горного ущелья. Глубоко внизу, под ногами, грохочет река. Кругом вздымаются острые уступы скал. Но путник в своём устремлении вперед, к сияющим снежным вершинам, едва виднеющимся вдалеке, не замечает опасностей пути. Невесомый, он почти парит над тропою. Таков путь духа.

Тесна тропа, и много опасностей таит она. Но устремлённый дух, горящий чистой любовью к вершинам Истины, Добра и Красоты, сумеет преодолеть трудности пути.

Путь к духу у каждого неповторим. Как складывался он у Наталии Дмитриевны? Вот что она сама рассказывает.

Н.Д.Спирина: Развитие каждого особо и зависит от многих обстоятельств и собственных прежних накоплений. Многие приходят в этот мир уже с какими-то прежними знаниями и наклонностями. Можно их заглушить или развивать дальше. С неба нам ничего не сваливается. Всё, что мы несём в себе, есть результат нашего труда. От нас зависит, как мы распорядимся этими результатами.

У меня с детства был интерес к духовным вопросам. Было ощущение, что я не тело, но нахожусь в нём; смотрю не глазами, а через глаза; что я жила раньше. С детства было прохождение через церковь, так как семья была религиозна и соответственно воспитывала меня. Очень интересовали жития святых как конкретный пример применения данных в Евангелиях заповедей. Но не всё меня удовлетворяло в церкви. Так, например, ответа на вопрос, что же будет после смерти, я не находила. Обещанные церковью вечные муки или вечное блаженство были неприемлемы.

Со временем пришла возможность познакомиться с учениями Востока о нескончаемости жизни и прохождении души через различные материальные формы. Отпевая умерших, церковь молится о царстве небесном и о вечном покое для усопшего. Но я уже понимала, что царство небесное не место, а состояние духа, зависящее от личных усилий каждого, так же как и адские муки. И то и другое каждый испытывает в своей душе. Совершая обряды, следуя ритуалам и канонам своей религии, церковники уверены, что «спасутся», что им гарантировано место в раю; они мало заботятся о том, чтобы изменить свой образ жизни, мыслей и чувств, своё отношение к ближним. Получив в церкви отпущение грехов, люди грешили снова («не согрешишь — не покаешься»), не думая о последствиях, которые своими грехами порождали, и которые следовали за ними, невзирая на все исполняемые обряды. Они подменяли внутреннее внешним, и к духу этот путь не вёл. У некоторых возникал ропот на Господа Бога из-за своей тяжёлой судьбы и при виде благоденствия людей недостойных и грешных. Почему одни несчастны, а другие счастливы? На этот вопрос церковь давала только один ответ: «Такова воля Божия». Этот ответ мало кого успокаивал. Только поняв, что человек сам кузнец своего счастья и что мы пожинаем то, что посеяли, эти горькие и недоумённые вопросы получали своё разрешение. «Бог есть закон, но не произвол». Изучая эти законы и строя по ним свою судьбу, мы сами являемся её создателями. Пенять не на кого!

Знакомство с Учением Живой Этики пришло уже в зрелом возрасте, в тридцать лет, когда я получила книгу «Аум» из серии «Агни Йога». Первая фраза, которую я прочла, раскрыв наугад книгу, была: «Молитва есть возношение и восхищение». До сих пор я знала и слышала в церкви молитвы, которые в основном заключались в словах «подай» и «помилуй», то есть концентрировались на себе. А тут был как бы выход из склепа самости в необъятные просторы возносящей в небо любви к Высшему.

Я начала читать и изучать книги «Агни Йоги», из которых мне стало ясно, что Агни Йога есть синтез всех религий и йог в их чистом виде. Все отрывочные знания, накопленные к этому времени, упорядочились в стройную систему, всё встало на своё место, на всё был найден ответ. Оставалось изучать данное Учение во всех подробностях и пытаться претворять в себе и прилагать к жизни. «Изучение путем становления», — изучать практикуя. Это трудный, но единственный путь постижения основ Бытия. Лёгкий путь, которым многие идут, к перерождению не приводит. Вскоре после того как пришла книга, состоялась встреча с Борисом Николаевичем Абрамовым. Он намного раньше меня стал изучать Живую Этику, а в 1934 году встретился с приехавшим тогда в Харбин Николаем Рерихом во время его экспедиции в Маньчжурию и Китай. Во время его пребывания в Харбине Борис Николаевич очень сблизился с ним духовно, и Рерих признал его своим учеником и в знак этого дал ему кольцо. После отъезда Рериха в Индию между ними завязалась активная переписка, в которой приняла участие и Елена Ивановна [Рерих]. Таким образом, став принятым учеником, Борис Николаевич стал звеном в иерархической цепи и, в свою очередь, присоединил и нас к ней.

Облик Бориса Николаевича можно охарактеризовать одним словом: «благородство». Очень гармоничная внешность, спокойные, сдержанные манеры, негромкий голос, светлые пронзительные глаза, глядящие прямо в душу. Он был разносторонне одарённым человеком. Он писал стихи высокодуховного содержания, рисовал картины на темы Учения, был очень музыкален, играл на фортепиано, был высокообразованным человеком.

Он был суров, но необыкновенно добр и отзывчив. Эту отзывчивость и конкретную помощь мы ощущали на каждом шагу во всех наших проблемах и трудностях, как духовных, так и материальных. Он регулярно проводил с нами занятия по Живой Этике, отвечал на наши вопросы, предварительно предлагая нам самим сначала найти на них ответ; указывал нам очень тактично на наши недостатки и учил, как изживать их и утверждать в себе нужные качества.

Часы общения с Борисом Николаевичем были для меня лучшими часами в моей жизни.

Елена Ивановна, переписываясь с Борисом Николаевичем, интересовалась его учениками, хотела знать, как идёт распространение Учения. Для ознакомления её с нами он посылал ей наши фото, по которым она чётко и ясно определяла наш духовный уровень, степень нашей пригодности к сотрудничеству. К моей фотографии Борис Николаевич приложил и часть стихов из сборника «Капли». Отзывы о них приведены в изданных впоследствии сборниках этих стихов. Елена Ивановна пишет, что они ей близки, что она «чует их Источник» и хотела бы, чтобы ей прислали ещё эти стихи, что и было сделано.

Дело в том, что раньше я никогда не испытывала желания писать стихи. И вот после ознакомления с Агни Йогой у меня появился импульс писать стихи, выражая в них те мысли Учения, которые мне были особенно созвучны и вызывали восторг и радость. Часть из этих стихов я облекала в малую форму, состоящую не более чем из семи строк. На выбор эпиграфа и названия сборника меня вдохновили слова Н.Рериха: «Изо всей благодати в руках крепко сжатых я донесу только капли».

Корр.: У Вас, вероятно, есть особенно любимые «капли», — не могли бы Вы прочесть их, ведь авторское исполнение особенно ясно раскрывает смысл стихов?

Н.Д.Спирина: Для матери все дети дороги. Эти стихи были рождены сердцем, зажжённым высокими мыслями Живой Этики, и все мне близки. Но есть и особо созвучные.

Не сам ли дух избрал её когда-то —
Судьбу свою, свой одинокий путь?
Не сам ли он, торжественно и свято,
Решил дойти и вспять не повернуть?
Не сам ли он избрал свой Идеал,
Звезду свою не сам ли он избрал?!

Как хорошо, что не стареет дух,
Что заключённый в теле — вечно молод,
И движет им, не замыкая круг,
К познанию неутолимый голод.
Неуспокоенность, искания, борьба,
Труд нескончаемый — завидная судьба
Того, кто в сущности своей
бессмертно молод.

Болеет тело, но не дух,
Не знает дух крушений тела,
Огонь бессмертный плоть одела
В болезнь и смерть.
Они уйдут...
А ты, нетленный, нерождённый,
Из пепла встанешь окрылённый
В неувядаемом Саду.

Как я уже упоминала, у нас шла через Бориса Николаевича интенсивная переписка с Рерихами, и они неоднократно настаивали на том, что нам надо ехать на Родину и принести туда предназначенное для нашей страны Учение. «В Новую Россию Моя первая весть», — сказано в книге «Зов». Эту весть надо было передать русскому народу. Вначале доступ в Россию для нас, проживающих за рубежом, был закрыт, пока Хрущёв не дал разрешения на репатриацию. Воспользовавшись этой возможностью выполнить указанное, Борис Николаевич и я в августе 1959 года приехали в Новосибирск. Борис Николаевич вскоре переехал в другой город, а я осталась в Новосибирске, где сразу же стала работать по своей специальности как музыкант-педагог.

Мне удалось привезти с собой все книги Живой Этики, но в годы застоя не было возможности открыто выступать и делиться всем накопленным и привезённым, приходилось делать это в общении с близкими по духу людьми, без всякой огласки.

В Живой Этике сказано: «Будут искать каждого, знающего хотя бы крупицу Истины». И это происходит на наших глазах постоянно. Не успеет кто-то хоть немного сам ознакомиться с книгами, как он сразу обрастает учениками, стремящимися получать от него эти крупицы знания. Люди чувствуют, что время не ждёт, что приближаются сроки, решающие судьбу человечества и всей планеты. Сказано, что эпоха Майтрейи наступит стремительно, и это стремительное наступление совершается на наших глазах. Несколько десятков лет тому назад невозможно было себе представить, насколько стремительно и ускоренно это будет происходить и в событиях, и в людском сознании. Пробудились люди, и в них всё раскрывается со страшной силой: у кого свет, у кого тьма. Каждый определяет судьбу свою. Свет борется с тьмой, и победа его так же непреложна, как восход солнца.

Победа света как восход —
Неотвратима, непреложна;
Пусть ночь глухая безнадёжна,
Наступит час она пройдёт.

Н.Д.Спирина. Капли

Корр.: Какие понятия в Живой Этике Вам особенно дороги?

Н.Д.Спирина: В Живой Этике сказано: «Эволюция человечества, эволюция Космоса — есть ли что-либо более священное?» Эволюция означает путь беспредельного совершенствования. В Евангелии сказано: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный». К этой высочайшей цели и ведёт невообразимо долгий, радостный и прекрасный путь эволюционного раскрытия и развития всех божественных возможностей, заложенных в человеческом духе. Имея в виду именно этот потенциал, Христос сказал: «Вы — боги». И второе понятие — Мировая Община, без которой земляне дальше существовать уже не смогут и эволюция не состоится. Мы идём к Общине медленно, преодолевая свои слабости и недостатки, стремясь развивать в себе качества, для этого необходимые. Всему этому учит нас Живая Этика. И мы принимаем это как руководство к действию, осмысленно и добровольно; не потому, что так нужно, но ибо иначе невозможно.

29 апреля 1991 г.

Интервью взяла Н.Е.Гребенникова


Поделиться с друзьями:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел