Елена Петровна Блаватская возвращается на Родину. Это — один из знаков наступления Новой эпохи.
Сегодня мы снова встречаемся с ней. Каждая мысль о ком-то есть встреча с ним на мысленном плане, который так же реален, как и земной, но в другом измерении. И если результаты таких встреч материально не очевидны, то их ментальные последствия не могут быть по-земному учтены и переоценены. Такие встречи питают нас, ими мы растём, незаметно, но неуклонно. Важно только, чтобы мы сердцем приобщились к ним и к тому, с кем мы встречаемся. «Без сердца мы шелуха погибшая», — говорит Живая Этика; и никакое интеллектуальное приобщение не даст нам духовного, сердечного приближения, хотя познавание, ознакомление с трудами великих людей, Светочей мира, очень важно и неоспоримо и обогащает нас полезной информацией. Но только контакт сердца с сердцем может преобразить человека. Христос говорил: «Чадо, дай Мне сердце твоё», и в своих заповедях и обращениях к народу и к отдельным людям Он апеллировал не только к их головам, но и к их сердцам.
Умом мы ценим, сердцем мы любим. И то, и другое приближает нас, но на разных планах и по-разному. Любовь даёт нам понимание превыше слов; и именно это понимание является решающим для эволюции нашего духа.
В Учении Живой Этики указана кратчайшая молитва: «Люблю Тебя, Господи!» и добавлено: «Вот и провод к Нам».
Пошлём ей нашу любовь.
Сегодня у нас конференция, посвящённая Елене Петровне Блаватской. Поговорим о том, что такое конференция, в чём она заключается.
Первое: она организуется в память кого-то или чего-то, что мы почитаем, любим и чему придаём особое значение.
Второе: для изучения наследия, оставленного нам тем великим человеком, в память кого мы организуем конференцию.
И третье: для встречи с тем, кого мы памятуем в этот день.
Вот три основные причины для организации конференции.
Первая не требует комментариев.
О второй можно немного сказать. На таких встречах даётся возможность продолжать изучать наследие, оставленное нам великими людьми, продолжать как бы дорастать до него, потому что такое наследие даётся человечеству как бы наперёд, на перспективу, оно не может сразу быть освоено и осуществлено. Великие люди смотрели далеко вперёд, в будущее, и данное ими требовало постепенной реализации, вживания в него и претворения в действие. Так происходит и в мире искусства, и в мире науки, и в мире духа.
И подобные встречи всегда в чём-то обогащают знание о том, ради чего мы собираемся, расширяют рамки нашего сознания, углубляют понимание изучаемого благодаря специалистам в данном вопросе, выступающим со своими докладами. Это очень насущно, так как «осознание есть уже почти овладение» (Агни Йога. 258). В процессе изложения материала объект изучения поворачивается для нас разными гранями, и мы начинаем видеть его более объёмно и понимать, как много непознанного ещё осталось, ещё ждёт нас впереди. Думается, что это положение понятно и в подробных комментариях не нуждается.
Но вот третья причина для организации таких встреч особая и, может быть, не всеми осознанная и не очевидная, но чрезвычайно существенная. Это то, о чём уже упоминалось вначале, — встреча с объектом конференции. Происходит она в глубинах любви и превышает наше трёхмерное бытие. Думая и любя кого-то, устремляясь к нему, мы встречаемся с ним особым образом в неявном по-земному, но реальном мире, мире реализации наших скрытых возможностей.
Для описания этого в наших словарях не имеется нужных слов, и нам, при упоминании о таких действах, приходится рассчитывать на понимание поверх словесных определений.
В Живой Этике сказано: «Надо готовиться к непосредственному общению». Шаг к нему — в понимании значения подобных встреч. Если мы не допустим возможности этого в сознании, то как осуществится заповеданное нам «непосредственное общение»?
Интерес к творческому наследию, к жизни и деятельности Елены Петровны Блаватской неуклонно возрастает как во всём мире, так и у нас в стране. Начинает издаваться её капитальный труд «Тайная Доктрина», в которой Блаватская «дала синтез научной, философской и религиозной мысли всех времён и народов» (Е.Писарева). Блаватская организовала теософическое общество, как «ядро будущего всемирного Братства», и подобные общества имеются в разных странах, и теперь у нас в Москве также создано теософическое общество. Мы радуемся тому, что дело, которому она отдала без остатка всю свою жизнь, живёт, процветает и имеет продолжение в виде Учения Живой Этики, данного нам через другую великую женщину, Елену Ивановну Рерих, Великими Учителями человечества, как были даны в своё время знания законов Бытия через Елену Петровну Блаватскую. Благословенные никогда не оставляли нас, и только от нас зависит, принять Их духовные дары, ведущие в жизнь вечную, или отвергнуть их и уйти в небытие. Та, которую вспоминаем мы сегодня, находится в Твердыне Белого Братства. Она видит и слышит нас. Она помогает нам продвигаться по пути духовного развития, без которого Сатия Юга, светлый век возрождения человечества, не состоится.
Порадуемся тому, что её творения возвращаются на Родину.
9–11 августа 1991 г.