27 мая 1953 г.
Идея бесконечного разнообразия мира не может зародиться в неподвижности. Она приходит при странствиях по лицу земли, когда все органы чувств устремлены к восприятию новых впечатлений. Не только глаз, но и ухо, и обоняние, и вкус принимают участие в путешествиях. Каждое новое место пахнет различно. Бесчисленно разнообразны ароматы цветов и трав. Вкус пищи также не будет одинаков, ибо зависит от множества климатических и бытовых условий. Звуки жизни природы и людских поселений также везде разные. Конечно, всё это для того, кто хочет постигать и умеет это делать. Умение приходит при постоянной тренировке наблюдательности путём концентрации внимания на окружающем и напряжении всех органов чувств. Что дают такие сознательные путешествия для будущего пребывания в Тонком Мире — может представить себе лишь тот, кто знаком с его законами. Там, где зрячесть или слепота зависят исключительно от умения видеть, то есть переносить своё сознание в центр зрения, а глухота или утончённый слух — от умения слышать, а обоняние — от прошлой земной концентрации на ароматах, что люди умеют делать меньше всего, — там ценность путешествий будет явлена особенно наглядно и существенно жизненно. Главное — сознательность во всём; всякое автоматическое существование есть зачёркнутая страница в Книге Жизни человека. Нечего жаловаться на несовершенство наших органов чувств — оно кроется в нашем сознании. Органы чувств могут быть очень утончены, и это утончение постепенно переходит в развитие тонких органов восприятия. Почему так редко различают люди ароматы в Тонком Мире? Потому, что не занимались этим на земле. Вкус также ограничен у многих пределами вкусности, то есть сведён к удовлетворению желудка, в то время как вкус является одним из способов познавания окружающего мира. Значение осязания не понято почти совсем и сводится к весьма примитивным проявлениям, но высокое развитие его приводит к таким способностям, как психометрия, ощущение температуры и качества аур людей, распознавание токов и вибраций, понимание значения прикосновений и т.д. Представление людей об осязании связано с плотностью, но в Тонком Мире нет плотности, и способность осязать тонкую материю соответствует большому утончению этой способности на земле.
Радость разнообразию творений есть хвала Творцу. Не ограничено творчество космическое, и нет предела разнообразию форм. Неотвлечённое понимание этого дают странствия. Они подготавливают дух к Беспредельности.
Для космического гражданина Космос — его дом. Не придёт к этому пониманию привязанный и прикованный к одной квартире. Потому бездомие не есть бедствие, но подготовка к расширению понятия дома. Что Космос живущему в четырёх стенах?