Два величественных понятия возникают при мысли о Перикле — СИНТЕЗ и КРАСОТА. Люди синтетического склада так же редки, как вершины высочайших гор, и видны через даль веков и тысячелетий.
Перикл был одним из тех немногих, чьи имена высятся над миром обычности. Взирая на них, радуешься тому, что они были и явили нам образцы запредельного для нас совершенства. Они показали нам, чем может быть и стать человек на своём эволюционном пути к той конечной цели, которую указал Христос: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный».
Когда синтез и красота воплощены в одном человеке, они обретают для нас великую реальность.
Перикл соединял в себе, как в фокусе, все качества вождя в превосходной степени. Он был объединителем раздробленной на части страны в одно мощное монолитное целое. Он дал свободу народу, сохраняя при этом дисциплину и порядок в стране. Он был миротворцем, учившим свой народ жить в любви и согласии; но когда возникала неизбежность войн для отражения врага, он выявлялся как выдающийся военачальник и стратег.
Он был пламенным поборником Культуры в самом высоком её значении, способствуя её процветанию во всех формах искусства, науки и философии. Прекрасномыслие было побудительной причиной его активности. И все плоды Культуры предназначались не только избранным, но и всему народу в целом. Каждый человек имел для Перикла значение и ценность.
Он умел привлекать лучшие силы и умы того времени и дать им все условия для максимального выявления их дарований. Это способствовало небывалому расцвету всех форм искусства, и эпоха Перикла может быть названа эпохой Красоты.
Перикл сочетал в себе твёрдость и милосердие, справедливость и великодушие, честность и прямоту. Он не имел никаких личных интересов, кроме служения общему благу.
Всем своим обликом и существом Перикл являл людям наглядный пример того, каким должен быть в идеале человек.
Этика и эстетика идут рука об руку. Они — грани великого и всеохватывающего понятия Красоты, той именно, которой суждено спасти мир.
25 декабря 1994 г.