Когда мы служим себе — кому мы служим? Когда мы отстаиваем свои интересы — для кого мы стараемся? Нельзя служить двум господам, а этих господ всего двое. Третьего не дано. Служение Богу есть служение общему благу; маммоне — себе. «Никакой слуга не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Луки, 16: 13). Здесь под словом «маммона» подразумевается не только богатство, но и другие виды самоублажения: престиж, власть, выгода для себя.
Возрастая непомерно, порождения губят породителя. Ничто не стоит на месте, всё находится в процессе, так же как и все болезни — физические и духовные. Самое трудное — это самоосознание. Со сказанным согласятся все, но отнесут к соседу. Будет ли от этого польза человеку? Конечно, нет. И даже наоборот — осуждение соседа прибавит к его самомнению. А самомнение в Учении названо ужасом и безумием. Безумие не знать себя, не видеть себя, находиться в состоянии иллюзии относительно своей сущности. Это, в конечном итоге, может привести к мании величия. Ведь недаром многие душевнобольные мнят себя Наполеонами или другими героями того же масштаба.
Сейчас необыкновенно быстро приближается новая, небывалая в истории человечества, эпоха мировой общины. Если раньше в разных местах делались попытки создания отдельных общин на основе религиозной или государственной, которые быстро распадались, то теперь речь идёт о спасении планеты, находящейся в небывалом духовном и материальном кризисе, об общине мира. К этому моменту нам даётся Учение Живой Этики, следуя которому мы имеем возможность подготовить себя к построению этой общины, так как она не снизойдёт к нам с неба, но или будет создана нашими трудами, или вообще не состоится. Судьба планеты зависит от этого. Раньше невыполнение заповедей Моисея или заветов Христа и Будды было личным делом каждого — спасением или гибелью его души. Теперь же взаимодействие и взаимовлияние людей настолько усилились, что от каждого, от его продвижения или падения, зависит очень многое, творящееся на земле. Его состояние сказывается в большой мере не только на других людях, но и на природе, и планете, и окружающем пространстве. Этим обусловливается этика, излагаемая в Учении. Там объясняется не только то, что нужно или не нужно делать, но и почему нужно так или иначе поступать.
В этот раз хочется, в частности, сказать о той страшной опасности, которая подстерегает на пути духовного продвижения. Это гордыня. Это разрушительное свойство отрешает человека от других и приводит к самоизоляции. Кроме того, можно с уверенностью сказать, что человек, впавший в гордыню и возомнивший о себе, не стоит лицом к лицу с Иерархом, не предстоит перед Ним. Гордыня и предстояние несовместимы, они взаимно исключают друг друга. От того, куда смотрит человек — вверх или вниз, — зависит его духовная судьба. Невероятно полезно изучать жития святых, жизнеописания Светочей Мира. Эти наглядные примеры показывают нам, какие потенциальные возможности заложены в человеке. Главное в том, куда устремиться.
«Будем всегда стремиться к Прекрасному» — так завещал нам Святослав Николаевич Рерих, памятный день которого был 23 октября. Во многих обществах этот день отмечался, и это очень радостно. Думая о ком-то, незримо с ним объединяемся. Где мысль, там и мы. Живая Этика учит нас жить в мире мысли, и это непомерно расширяет наши горизонты, обогащает нашу жизнь. Здесь мы не зависим ни от каких обстоятельств. Где хотим и с кем хотим — там и с тем и пребудем.
Недавно возник импульс написать о Франциске Ассизском, получилась небольшая поэма, которой хочется поделиться с вами. Его мощный призыв к объединению, к вселенскому Братству сейчас, в период всеобщего распада, нужен как никогда. Его путь — это дорога в новый мир, мир мировой Общины. Этой поэмой и закончу своё слово.
Франциск
По картине Н.К.Рериха «Святой Франциск»
Презрев богатство, в бедность он ушёл, Оставив всё, он стал самим собой; Освободившись от страстей и зол, Поднялся он над пропастью земной. В цепях в плену от радости он пел, Что пленником являлось только тело, А он свободен: духу нет предела, И сам он избирает свой удел. В любви к Христу не ведая преграды, Познал Франциск слиянья благодать: Почёл за счастье страшные стигматы Страстей Христовых на себя принять. Он утверждал вселенское родство Создателя и созданного мира; Ему был братом человек и волк И сёстрами былинки и светила. Всех призывал он восхвалять Творца, Больших и малых: «Пой, кузнечик, пой!» И с ними в гимне воспевал Отца И вёл их в рай нехоженой тропой. И всё внимало пламенным речам О том, что изначала суждено Вернуться нам к Началу всех Начал, В любви вселенской слиться с Ним в одно. И сердце отдыхало от тревог, И духа наступало торжество; И братья-звери ластились у ног, И сёстры-птицы слушали его.
Н.Д.Спирина. Из сборника «Перед Восходом»
29 октября 1995 г.