Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Если соизмеримость не соблюдена, разрушается и решимость. Наша решимость – до последней черты.  
Озарение, ч. 3, гл. 4, п. 11

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Предостережение



Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества

Человечество от голода не погибнет, но может погибнуть от бессердечия.

Из Записей Е.И.Рерих

«Уявление значения сердца старая истина, но никогда она не была так нужна, как сейчас»1, — сказано в книге «Сердце». Поэтому сейчас мы и решили поговорить о значении сердца и его функции и о том, что может произойти при бессердечии. «О сердце всегда хорошо сказать. О самом нужном уместно помянуть. Именно, где сердце, там и Огонь. Каждый путник не выйдет без огнива, не забудет, что оно понадобится ночью. Так без сердца наступает ночь духа. Не преграды страшны, но бессердечие каменное»2.

Что же говорится в книгах Учения Живой Этики о бессердечии? «Бессердечие есть не что иное, нежели акультурное состояние сердца. (...) Но культура сердца не накопляется, не получая соответственного питания. (...) Сердце требует постоянного питания, иначе, лишённое связи высшей, оно разлагается»3. Из этого следует, что связь с Высшим питает сердце, которое без неё разлагается, но для этой связи нужно проявить постоянное несломимое устремление к Высшему.

В книге «Аум» говорится: «Так приобщимся к Высшему Миру не по приказу, но по влечению сердца. Можно преобразить жизнь земную лишь связью с Высшим Миром, иначе страдания не уменьшатся, наоборот, они доведут до гибели. Невежество должно быть искореняемо, но лучшее просвещение явится Свыше»4. «Может быть, найдутся столь тёмные сознания, что не усмотрят вообще надобности связи с Высшим Миром, — сор везде существует, но упасите детей от такого невежества. Окаменелое сердце уже не сердце, но кусок отброса»5.

«Великая Любовь заложена в основание Высшего Мира. Ответит этому качеству только такая же любовь. Самое явленное почитание не достигает назначения без любви. Какая же преданность будет без любви? Какая же огненность в иссушенном сердце? После уявления любви можно ждать соизмеримости с Высшим Миром. Каждый предмет изучается только при любви. Каждая трудность побеждается силою любви. Поистине, Великая Любовь лежит основанием Высшего Мира!»6

«Не условные обряды, но сердечная молитва делает Прекрасный Мир близким и насущным. Можно подходить к самому Высшему с наполненной чашей лучших помыслов. Можно приносить лучшие опыты, ручаясь, что они направлены к добру. Когда добро живёт, оно отворит все врата к Миру Высшему»7.

«Нужно в сердце нести почитание Высшего Мира как самое важное и прекрасное в земной жизни»8.

«Человеку необходимо реальное познание и постижение Высшего Мира. Религии несли самые ужасные войны. Самое потрясающее жестокосердие произошло от судорожных мыслей о Высшем Мире. Такое ужасное состояние показывает, что Мир Высший не постигнут во всём его Величии»9.

В Записях Б.Н.Абрамова говорится: «Сострадать — значит страдать с страдающим. Чувство страдания есть стимул к оказанию помощи. Ведь боль не чужая, а как бы своя. Из чувства единения проистекает сострадание. Единение и сострадание неразрывно и одно вытекает из другого. Тот, кто чувствует полное единство, обладает и полным состраданием. (...) Жестокость — отличие тёмных, и разрушение — удел жестокости. Но всякое разрушение имеет предел, в то время как созидание предела не имеет. Так же и жестокость разрушает сама себя, а сострадание утверждает рост сердца»10.

В вопросе о состоянии сердца человечество можно разделить на три категории: первая — полное отсутствие сердца, вторая — слабая развитость активности сердца, третья — это работа сердца в полном объёме, без всяких ограничений. Поговорим о первой категории, то есть о полном отсутствии сердца.

Всякое себялюбие, то есть эгоизм, относится к бессердечию. Эгоисты стремятся захватить всё только для себя, не считаясь с наносимым при этом ущербом для других. В семье это выражается в жестоком отношении к её членам, в отсутствии забот о семейном благополучии; в коллективе — в недобросовестном отношении к своей работе и в возложении своих обязанностей на других; в сфере межгосударственных отношений — в развязывании войн с целью захвата чужих территорий и их достояния, международных конфликтов на национальной или религиозной почве, в нежелании оказать помощь другим странам, терпящим бедствие.

Вторая категория — это слабая развитость сердца. При ней, наряду с оказанием помощи ближнему, существует и определённая расчётливость, когда люди бахвалятся своей добротой и афишируют её, а также рассчитывают получить какое-либо вознаграждение за свою помощь. При оказании такой помощи принимает участие больше мозг, чем сердце. И даже если в сердце возникает чувство сострадания, то при этом имеется и мысль о том, как выявление этого сострадания может отразиться на нас самих и обременить нас.

В письмах Е.И.Рерих сказано: «...Помогать мы должны. Ибо кто знает, когда именно мы платим старый долг, и, отказав в помощи, мы тем самым нарастим проценты на свой долг. Велико заблуждение воздерживаться от помощи близким из боязни усложнить свою карму. Не будет ли это проявлением величайшего эгоизма или самости? Но, конечно, нужно попутно учиться распознаванию, ибо часто можно помочь незаслуживающему и отказать истинно нуждающемуся. Сердце и тут является единственным мерилом. Так, если требуемая от нас помощь не превышает наших возможностей, мы должны это сделать»11.

Не просто помогать без раздраженья,
Не причиняя боли за добро…
Двойная жертва — не жалеть себя,
Жалея ближнего.
			Большое сердце
Вмещает это в радости отдачи
Себя — другому, о себе забыв.

Н.Д.Спирина. Из сборника «Перед Восходом»

И высшая категория проявления сердца — это самозабвенная помощь всему живому в полной мере, не жалея своих сил и средств, без мысли о каком-либо ущербе или вознаграждении для себя. Особо полную активность сердца проявляют подвижники и национальные герои, самозабвенно творя благо каждый в своей сфере. В Учении Живой Этики говорится: «Сердце есть средоточие, но менее всего эгоцентричность. Не самость живёт в сердце, но общечеловечность. Лишь рассудок окутывает сердце паутиною эгоцентричности. Добросердечие измеряется не столько так называемыми добрыми действиями, причина которых бывает слишком различна, но самым внутренним добросердечием; оно зажигает тот свет, который во тьме светит. Так сердце является поистине международным органом...»12

«Сердце, предавшееся добру, излучает благодать непрестанно, независимо от намеренных посылок. Так солнце не шлёт преднамеренных лучей. Сердце, злу поклявшееся, будет извергать стрелы сознательно и бессознательно и непрестанно. Сердце добра сеет вокруг себя здоровье, улыбку, духовное благо. Сердце зла уничтожает тепло и, упырю подобно, высасывает жизненные силы. Так непрестанна деятельность сердец добра и зла. На низшем плане Бытия условия добра и зла разнятся от значения их в Высшем Мире. Можно себе представить горнило сияющее Света и тьмы зияющую пропасть. Так ужасно скрещиваются мечи демонов и Архангелов! Среди искр боя сколько сердец привлекается к Свету и тьме!»13

«Пусть творится всё во благо. Пусть каждое действие открывает новое достижение. Пусть мысль о пользе сопровождает каждый поступок. (...) Неразрывно с добром стоит Учение Сердца!»14

«Когда человечество сговорится послать добрую мысль одновременно, то и заражённая атмосфера низших слоёв сразу прояснится. Так нужно заботиться хотя бы несколько раз посылать каждый день мысль не о себе, но о мире. Так мышление будет привыкать к несвоекорыстным устремлениям. Как Спаситель человечества мыслит лишь о всём мире, так, следуя Ему, мы можем приложить свои мысли для создания творческой энергии. Не нужно смотреть на посылки мысли как на какое-то сверхъестественное действо. Пусть это будет пищею духа; как топливо костра во нощи! Так же нужно просто следовать за высшим примером. Сердце будет часами верными, когда призовёт к мысли о всех. Не нужно утомительных медитаций, мысль о мире кратка, и отрешение от себя в ней так просто отражается. Пусть будет миру хорошо!»15

«Пусть будет миру хорошо!»
И в нём найдём мы каплю счастья. 
Ко всей Вселенной мы причастны. 
И чтобы светлый век пришёл, 
Мы повторяем в дни ненастья: 
«Пусть будет миру хорошо!»

Н.Д.Спирина. Капли

26 мая 2002 г.


1 Сердце. 13.
2 Мир Огненный. III. 587.
3 Сердце. 9.
4 Аум. 43.
5 Там же. 44.
6 Там же. 80.
7 Там же. 102.
8 Там же. 107.
9 Там же. 134.
10 Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. Новосибирск, 2007. С. 60.
11 Письма Елены Рерих. Т. 2. Рига, 1940. 24.09.1935.
12 Сердце. 7.
13 Там же. 63.
14 Там же. 211.
15 Там же. 300.


Поделиться с друзьями:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел