В этот юбилейный год в обоих сибирских музеях, носящих имя Рериха, произошли очень важные события. 24 марта в новосибирском музее состоялось открытие выставки подлинных работ мастера, а 22 июля, в преддверии конференции СибРО к 90-летию сибирского этапа Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха, выставка начала свою работу в мемориальном доме Н.К. Рериха в Верх-Уймоне.
Выставка подлинников разместилась в комнате, где записывала книгу "Община" Елена Ивановна, вещи Рерихов распределились по залам.
Пиджак Николая Константиновича и френч Юрия Николаевича располагались - непривычно для сельских деревянных музеев - в высоких стеклянных футлярах. Это придавало настроению экспозиции некую профессорско-научную ноту, наводило на осознание того, что находки, собранные в экспедиции, достойны располагаться на почётных витринах самых богатых музейных галерей мира. Научные сокровища института "Урусвати" ещё не зазвучали на весь мир лишь потому, что не пришло ещё время, когда придут новые исследователи и смогут сказать о них своё глубокое, взвешенное слово.
В те же самые часы и минуты, когда в зале Дома культуры Верх-Уймона звучали доклады, не иссякал поток туристов в Музей Н.К. Рериха. Причём после окончания конференции он даже усилился.
Так, 9 августа в музейном домике, состоящем из четырёх комнат, прируба, двух крохотных коридорчиков и балкона, одновременно водило довольно большие группы девять экскурсоводов! Вдобавок именно тогда же прибыла некая съёмочная группа, готовящая фильм о Рерихе.
У каждой группы туристов свой характер. Одни слушают экскурсовода затаив дыхание, другие сразу же разбредаются к разным витринам. Могло бы показаться, что речь экскурсовода им не слишком интересна, но переходя в следующий зал, эти как будто "недисциплинированные" посетители шепчут друг дружке: «Сколько интересной информации!» И особенно любопытно услышать среди разговоров, как многие группы считают, что им необыкновенно повезло, ведь им "достался самый лучший экскурсовод" - кто бы их ни водил.
Интересно замечать, как посетители вглядываются в детали эскизов, обсуждают, как воплотились они в законченных работах - что художник повторил в точности, что решил изменить.
В комнате Юрия Николаевича, где также размещена небольшая фотовыставка, посвящённая Б.Н. Абрамову и Н.Д. Спириной, и представлены книги, посетителям обычно зачитывают ту "Каплю" из сборника Наталии Дмтриевны, которая случайно-неслучайно им откроется. И звучат поэтические строки, в которые туристы внимательно вслушиваются:
Беззвучна Речь, для слуха нет её,
Неслышна Поступь и Рука незрима,
Но скоро приближение Твоё,
И Новый Мир идёт неотвратимо.
Об этом Ты свидетельствуешь Сам
В Лучах Твоих проснувшимся сердцам.