Н.К. Рерих. СМОЛЕНСК. БАШНЯ. (СТОРОЖЕВАЯ БАШНЯ). 1903
Фанера, масло. 39,5 х 30,0
Государственный музей искусства народов Востока.
Россия. Москва
Обращение Рериха к памятникам русской старины было вызвано его глубокой любовью к родине, к её истории, которая крепче всего запечатлелась в архитектуре.
Совершая в 1903 году большое паломничество «по сорока древним городам, от Казани и до границы литовской»,
Н.К. Рерих побывал и в Смоленске, этом некогда «центральном пункте сообщения между Древней Русью и Западной Европой».
На нескольких этюдах художник изобразил смоленскую крепостную стену с башнями. Стена эта возникла из-за постоянных угроз нападения неприятеля, особенно после неудачи Ивана IV в Ливонской войне. Необходимо было усилить обороноспособность города. Новая смоленская крепостная стена, в отличие от большинства крепостей древних русских городов, являет собой не кремль, а городскую стену, защищавшую весь город. Её сооружение — блестящая страница отечественной истории и зодчества. Являя собой не только защиту, но и украшение, по живописности расположения смоленская крепостная стена не знает себе подобных в русской архитектуре.
«Древнерусская архитектура — действительно выдающееся явление мирового искусства. Нигде нет таких мужественных и в то же время поэтичных образов, такого скромного и вдохновенного чувства, возвышенной красоты и величия, так соответствующего величавым просторам Русской равнины, преображённой православными храмами в Святую Русь».
Е.П. Маточкин. "Поэзия старины".
Назад в раздел