Н.К. Рерих. СМОЛЕНСК. БАШНЯ. 1903
Дерево, масло. 39,0 x 30,0
Государственный музей Рерихов. Россия. Москва
Для укрепления западных границ, в декабре 1595 года «государь царь и великий князь Федор Иоанович всея Руси» повелевает своим подданным и в их числе городовому мастеру Федору Савельеву Коню ехать в Смоленск и «делати свою государеву отчину город Смоленск каменной».
На закладку приехал сам Борис Годунов. Работы шли днём и ночью, материалы и людские силы собирали «со всея Руския земли». На это время каменное строительство в других городах было запрещено.
В 1602 г. работы были окончены и новая крепость, построенная под руководством Фёдора Коня с применением новшеств, неизвестных ранее в русском оборонительном зодчестве, освящена… Смоленская стена была названа Борисом Годуновым «многоценным ожерельем всей Руси».
На этюде Н.К. Рериха изображена одна из башен крепостной стены — величественная башня «Орёл», которая располагалась на высшей точке рельефа восточного участка стены.
Башня Орёл, названная так по «Орлову укреплению», относится к группе шестнадцатигранных башен, особенно поражающих своей мощью. В ней нет внешнего сходства с птицей, но уходящие в обе стороны стены сравнимы с крыльями.
В период Северной войны Петр I включил Смоленск в число «фортеций и цитаделей, которые делаются и делать надобно».
Когда началась война 1812 года, у стен города произошло крупнейшее сражение. Смоленск с успехом исполнил свою задачу — задержал Наполеона и спас от гибели русскую армию, а значит, и Россию.
По статье Натальи Кулаковой "Визит к одному памятнику".
Назад в раздел