21 мая в Новосибирском Музее Рериха особенно вспоминают о подвиге Юрия Николаевича Рериха. 48 лет назад именно в этот день ушёл с земного плана этот служитель Общего Блага. В нашей стране он известен как востоковед, лингвист, за несколько лет возродивший в СССР востоковедение, уничтоженное во времена репрессий. Весь мир чтит в этом имени выдающегося мирового деятеля - филолога, искусствоведа, этнографа, путешественника, который внёс огромный вклад в мировую тибетологию, индологию и монголоведение. А те, кто соприкасался с этим человеком, сквозь многие годы хранят в сердце его торжественный, простой и сердечный облик.
В 1992 году в передаче новосибирского радио (цикл «Светочи Мира») основатель Сибирского Рериховского Общества Наталия Дмитриевна Спирина так рассказывала о Юрии Николаевиче:
«”Померк свет над столицей, и одним служителем Общего Блага стало вдруг меньше”. Так было Сказано об уходе Юрия Николаевича Рериха.
Многогранен свет, который нёс людям Юрий Николаевич. Свет знаний уникальных и свет добра многообразного. Люди перерождались после встречи с ним. Свет потенциальный, заложенный в них изначала, вспыхивал и разгорался от соприкасания со Светочем великого напряжения. Высокие качества, которые Юрий Николаевич проявлял в общении с людьми, пробуждали в них отклик: его забота и внимание к их нуждам; сочувствие и понимание всего, происходящего с ними и в них; слова о высоком, сказанные по сознанию собеседника; его контакт с Высшим, который не прерывался ни на мгновение, – всё создавало вокруг него интенсивное поле положительных энергий, которое воздействовало не только на людей, но и очищало окружающее пространство, загрязнённое низкими, тёмными мыслями и эмоциями. Пространство и человек взаимосвязаны и взаимозависимы. И подобные очистители – подлинные благодетели человечества, разрядители энергий зла.
Но велика их жертва. Они берут на себя несовершенства окружающего мира и трансмутируют огнём своего сердца. Это благодетельное напряжение неописуемо велико, но и следствия благие не могут быть исчислены нашими мерами. Их длительность, их распространение, их результаты могут сказаться через большие сроки.
Конференция, посвящённая Юрию Николаевичу Рериху, которая проходила в нашем городе, – не есть ли и она отблеск того светоносного дара людям, который он пронёс через всю свою многотрудную жизнь, как чашу нерасплёсканную?»
Надо забыть всё прошлое, не надо думать о причинённых тебе обидах, лишь бы можно было сотрудничать. Также и народ должен забыть о своих прошлых обидах. Будущее светло, надо всё принести ему.
Надо перекинуть мост в будущее, не надо оглядываться назад. Если ты совершил ошибку, подумай, как надо было поступить, и в следующий раз так и поступай. Не надо жалеть прошлого. Изменяются отношения, изменяется и аура.
Каждый день для развития мышления надо брать какой–либо вопрос и рассматривать его со всех сторон и сопоставлять с другими вопросами. Советовать это и другим.
Надо изучать психическую энергию, наблюдая за её выявлениями, записывать.
Надо следить, чтобы каждое действие, даже малейшее, было сознательно. Если я беру книгу или протягиваю руку, надо, чтобы это происходило сознательно.
Надо построить свой внутренний устав или правила поведения, чтобы знать, чем руководствоваться.
Живая Этика — норма поведения, приложенная в жизни.
Выбери себе несколько раз в день время для молчания духа, в безмолвии откроем сердце Указу Владыки. Иногда своими желаниями мы заграждаем голос Учителя.
Если случайно является новая мысль, новое настроение, переживание, надо записывать, потом конкретно явится ответ в жизни. Особенно внимательным надо быть к повторным мыслям.
Вечером надо подумать, что сегодня сделал по Учению. Не то, что уже по твоей натуре согласно с Учением, но то, что ты по Учению совершил наперекор своей натуре.
Самое главное — выдержка во всём. Мы многое хорошее начинаем, но не кончаем.
Когда человек начинает заниматься Учением, происходит будто сгущение теней. У каждого выявляются сильнее его плохие качества. Также, когда вспахивают землю, появляются сорняки. Происходит переоценка. Потому надо знать свой путь и обрести терпение.
Самая сердечная беседа — это с глазу на глаз. Так любят беседовать на Востоке. Не надо читать вместе, но отдельно, потом делиться.
Требовать, приказывать другому не надо, но высказывать так, чтобы другой понял. Найти такую форму, которую другой принял бы.
Убедить личным примером.
Важно подобрать слова, чтобы не увеличить самость другого, а то вместо помощи можно ухудшить дело.
Кто руководит, должен иметь чуткость, чтобы видеть, хватит ли у другого огня и сил для дальнейшего развития. Каждый приходящий приносит свою ношу — карму. Прежде чем приобщить, надо узнать, кто он.
Что же делать? Принимая во внимание теперешние условия, возможности, стараться говорить на понятном языке.
Надо путем науки, искусства, морали воздействовать на окружающее и поднимать энтузиазм и героизм. Надо во всём и всегда поддерживать энтузиазм, если он направлен на общее благо.
Западные философы говорят высокие слова, но живут обыденной жизнью. А оттого Запад не преуспевает. Напротив, Восток сразу применяет в жизни.
Вряд ли западным путём можно освободиться от своих ошибок. Запад советует раскаяние, но это — не цель. Восток же не думает об ошибках, но сразу, всем существом, старается жить так, как надо.