|
30 января в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске открылась выставка фотографий «Образы Пресвятой Богородицы в культурах разных народов», предоставленной Межрегиональной общественной организацией содействия науке, культуре и искусству «Сибирь Великая». Автор этой выставки - москвич Владимир Асмирко.
Глядя на эти изображения, мы видим, что все народы одинаково почитают этот Великий Облик, Облик Пресвятой Богородицы. Здесь мы можем соприкоснуться с Культурой этих народов, почувствовать их душу, выраженную в таких произведениях, как икона. Об истории создания выставки рассказала председатель организации «Сибирь Великая» Александра Сафронова. Сотрудник музея Людмила Ефимова напомнила гостям о том, что писал в своих трудах о русской иконе Н.К. Рерих, как он относился к иконописи.
...Когда в начале 1900 годов Николай Константинович отправился в художественно-археологические поездки по древнерусским городам, то изучал не только архитектуру, но и технику иконописи. Перед его взором прошло множество икон самых разных школ и стилей. Им самим с 1906 по 1914 год было расписано шесть храмов: в Пархомовке на Украине, в Шлиссельбурге, Перми, Почаеве, Талашкине и Пскове.
Вся семья Рерихов очень высоко ценила прекрасные произведения искусства, собирала всё самое ценное, сохраняла, оберегала. Николай Константинович писал: «Наконец, старинные картины. Грабарь напрасно журит только за собрание голландцев. Были и итальянцы и французы, а главное, тянуло Е.И. и меня к примитивам. Это собрание дало нам много радости и перевалило за пятьсот…» Примитивами, недооценёнными в своё время, Николай Константинович называл и русские иконы.
В 1938 году он пишет в статье «Русская икона»:
«Теперь все знают, что старая русская икона есть ценнейший примитив. Весь мир ознакомился с этими нашими сокровищами и единодушно восхитился также и со стороны чисто художественной. Это признание произошло в течение последних тридцати лет. Но еще в 1900-м году дело обстояло совершенно иначе. Для одних икона была священным предметом, который из почитания можно наглухо забить гвоздями в золотой или серебряный оклад. Нам приходилось видеть чудесную живопись, забитую гвоздями, и варварство это происходило от почитания. Для других икона была какой-то кустарщиной, а прекрасные мастера-иконописцы презрительно назывались богомазами.
Когда мы ездили по Руси для ознакомления с фресками старых соборов и с чудесною иконописью, на нас смотрели как на чудаков. … Когда-то нам говорили, что только иноземцы научили русских иконников. Преемственность всегда была и во всем, и нам нечего отказываться от наследий Византии, Востока и Италии. Но никто не скажет, что такие великолепные мастера, как Симон Ушаков, Рублев, Данило Черный …, не были исконно русскими дарованиями.»
Николай Константинович встречался в жизни со многими просвящёнными людьми, которые горячо поддерживали его священное благолепие перед русской иконой. В свой дневник Николай Константинович записал:
«Незабываемы … встречи с … Иерархами, среди которых всегда остаются живыми и встречи с митрополитом киевским Флавианом, и работа по украшению Почаевской лавры с блаженнейшим митрополитом Антонием, и посещения Им совместно с митрополитом Евлогием нашей иконописной мастерской при школе Императорского общества поощрения художеств. Митрополит Флавиан особенно ценил строгий византийский характер фресковой живописи. В моих эскизах для церквей под Киевом Он отмечал именно это качество. Блаженнейший митрополит Антоний вообще глубоко ценил старинное иконописание… Помню, как владыка Антоний, смотря на мою картину "Ростов Великий", проникновенно сказал: "Молитва Земли Небу".
Николай Константинович, изучая старинные приёмы иконописцев, отмечал не только качество используемых ими материалов, но говорил о качестве во всём подходе к иконописному делу, переживал, когда современные исследователи использовали при реставрации икон и старинных картин неприемлемые методы.
В наше время мы всё чаще слышим о случаях восстановления, обновления старинных русских икон. Даже те иконы, которые совершенно почернели от времени и никаких изображений на них невозможно было разобрать, стали вдруг обновляться.
В 1935 году в статье «Возрождение» Николай Константинович писал:
«В дни смятения, раздробленности, неверия, малодушия и прочего — возродим Россию во всем ее всесветном значении, обновим так, как обновляются иконы". Именно и нужно мыслить об обновлении. Где бы ни находиться, но всюду следует объединяться в мыслях о поновлении, о лучшем. Такие мысли, единовременные в разных частях света, создают мощную атмосферу. … Если мы знаем, что не может быть стояния на одном месте, то каждая мысль об обновлении уже будет строительным камнем будущего».
Н.К.Рерих говорил не только о качестве работ в иконописи, но и во всех прочих областях: «если люди думают о будущем, они естественно должны думать о всех тех качествах, за которые в будущем не придется стыдиться. Доброкачественность мысли, доброкачественность воображения, доброкачественность в исполнении — ведь это все та же доброкачественность, или врата в будущее.»