12 августа в 14.00 в Музее Н.К. Рериха (ул. Коммунистическая, 38) будет отмечаться 180-летие со дня рождения Елены Петровны Блаватской (1831-1891) — философа, писателя, путешественницы, основателя теософского общества.
В программе:
· Открытие фотовыставки «Е.П. Блаватская — Сфинкс XIX столетия».
· Сообщения:
«Утверждение имени Е.П. Блаватской в Новосибирске»;
«”Другое искусство” при свете теософии».
· Презентация книги «Е.П. Блаватская. Избранные очерки по Теософии».
· Концерт камерной музыки (произведения Шуберта, Баха, Брамса).
Фотовыставка «Е. П. Блаватская - Сфинкс XIX столетия» предоставлена Исследовательским фондом Рерихов (Санкт-Петербург) — её откроет президент фонда Андрей Соболев (художник, член Ассоциации искусствоведов, член Союза писателей Ленинградской области и Санкт-Петербурга).
В экспозиции свыше 50 фотографий разных лет жизни Е.П. Блаватской, снимки её соратников и др. Особый интерес вызывает подлинная фотография Е.П. Блаватской (Индия, г. Мадрас, 1880 г.) с автографом для княгини О.П. Волконской.
Фотовыставка дополнена редкими книжными изданиями — произведениями Блаватской и книгами о ней; автографами. Как известно, труды Е.П.Блаватской переведены на все европейские языки, а также на арабский, тамильский, хинди, китайский, японский, иврит, вьетнамский и др.
«Утверждение имени Е.П. Блаватской в Новосибирске».
Новосибирск — первый в нашей стране город, который отдал дань памяти этой великой женщине: в 1989 году здесь состоялась первая в Советском Союзе конференция, посвящённая Е.П. Блаватской, а в 1991 году в новосибирском издательстве «Алгим» впервые в России был издан главный труд её творческого наследия — «Тайная Доктрина».
«”Другое искусство” при свете теософии».
Сообщение подготовлено на основе труда с одноимённым названием В.С. Турчина, доктора искусствоведения, заслуженного профессора Московского государственного университета. Автор говорит о влиянии теософии и идей Е.П. Блаватской на многих известных художников, литераторов, деятелей культуры. Среди них: Н.Я. Бердяев, В.В. Кандинский, М.З. Шагал, А.Н. Скрябин, С.П. Дягилев и др.
Елена Петровна Блаватская родилась 12 августа 1831 г. на Украине, в Екатеринославе (ныне Днепропетровск), в аристократической семье.
Её родословная с материнской стороны восходит через Михаила Черниговского к основателю государственности на Руси — Рюрику.
Наиболее известный период жизни Е.П. Блаватской начался с создания ею в 1875 году в Нью-Йорке Теософского общества. В Обществе состояли многие ведущие учёные того времени – всемирно известный изобретатель Томас Эдисон, химик и физик У. Крукс, астроном К. Фламмарион, философ У. Джеймс и другие. Идеи Е.П. Блаватской нашли многочисленных сторонников не только среди учёных, но и писателей, музыкантов, художников, культурных и общественных деятелей конца XIX – начала ХХ века (Г. Малер, Я. Сибелиус, Г. Гессе, Д. Рассел, М. Чюрлёнис и др.).
Что привлекло к теософии многих мыслящих людей в Европе, Америке и Азии? Блаватская пишет, что суть теософии — достижение человеком «совершенной гармонии божественного и человеческого, укрепление его богоподобных качеств и устремлений и их преобладания над земными, животными страстями. Доброта, полное отсутствие недобрых чувств или самолюбия, милосердие и доброжелательность ко всем существам и совершенная справедливость по отношению к окружающим, так же как и к самому себе».
Впоследствии Общество было переведено в Индию, став Всемирным Теософическим обществом, имеющим филиалы в разных странах.
Дочь Джавахарлала Неру Индира Ганди, премьер-министр Индии, в 1983 году выступила с речью в Адьярском Теософском обществе. Вот что она, в частности, сказала: «Теософское общество объединяло тех, кто ищет истину. Хорошо известна его роль в культурном и политическом возрождении Индии. Тончайшая сила, присущая устремлённости к истине, позволила ему в самом начале устоять против враждебности и попыток искажений. По-видимому, именно этим теософское движение привлекало моего отца... и, вероятно, теософские взгляды во многом отвечали его универсализму, его уважению к различным верованиям и отвращению ко всяким проявлениям фанатизма».
В Америке Е.П. Блаватская создаёт своё первое капитальное произведение — «Разоблачённая Изида» (в 2 частях), около полутора тысяч страниц. Книга была издана в 1877 году.
«Тайную Доктрину», труд в 3 томах, Елена Петровна писала с 1884 по 1891 год. Первый том приоткрывает нам часть загадок о сотворении Космоса, второй рассказывает об эволюции человека. Третий том, посвящённый истории религий, остался незаконченным и был отредактирован и издан её учениками. В этом фундаментальном произведении содержатся научные предвидения, которые на протяжении всего XX века находили экспериментальное подтверждение в физике, астрономии, биологии.
Многие учёные и деятели искусства проявляли интерес к «Тайной Доктрине». Так, на рабочем столе А. Эйнштейна всегда лежала эта книга. Выдающийся композитор А. Скрябин утверждал, что идеи Блаватской помогли ему в его творчестве.
Блаватская общалась со множеством людей, странствия её охватывали весь мир, но любовь к России не оставляла её никогда. Она писала: «Я горячо люблю мою родину и всё русское». Несказанно радовали Елену Петровну успехи русских войск в Русско-турецкой войне (1877 – 1878), за которыми она жадно следила. «Письма её того времени не чернилами, а кровью и слезами писаны», — вспоминала её сестра Вера. И всю жизнь она оставалась горячей патриоткой, продолжая, как и во время войны, присылать в Россию деньги на нужды Красного Креста.
«Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей великой соотечественницы и знаю, что в будущей России имя её будет поставлено на должную высоту почитания. Елена Петровна Блаватская, истинно, наша национальная гордость», — так писала о ней Е.И. Рерих, русский философ.