Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Каждый Учитель должен оставаться и учеником, – в этом высокая соизмеримость.
Надземное, 47

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Архив новостей - 2013
Открытие выставки Микалоюса Константинаса Чюрлёниса в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске

13.04.2013


13 апреля в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске открылась выставка репродукций работ Микалоюса Чюрлёниса «Мир как большая симфония». Звучали рассказы о жизни и творчестве художника. В видеозаписи ещё один известный художник - Леопольд Цесюлевич - раскрывал для зрителей секреты творческого метода Чюрлёниса, объяснял его замыслы и художественное видение. К открытию выставки были подготовлены и памятные буклеты.
Также в этот день в концертном зале Музея была показана видеопрограмма, посвящённая двум ближайшим знаменательным датам: 12 апреля - Дню космонавтики и 15 апреля - дню подписания международного Пакта Рериха.


Выдающийся литовский художник Микалоюс Константинас Чюрлёнис родился 22 сентября 1875 года в Варене, в семье музыканта. В 1893 году по рекомендации композитора М. Огинского он поступает в Варшавскую консерваторию на отделение фортепиано. Наравне с музыкой М.К. Чюрлёнис интересовался математикой, химией, физикой, проблемами астрономии, гипотезами Канта и Лапласа о сотворении мира. Штудировал все произведения французского астронома Камилла Фламмариона.

Н.К. Рерих одним из первых оценил и поддержал творчество М.К. Чюрлёниса. Николай Константинович писал: «Помню, с каким окаменелым скептицизмом четверть века назад во многих кругах были встречены произведения Чюрлёниса. Окаменелые сердца не могли быть тронуты ни торжественностью формы, ни гармонией возвышенно обдуманных тонов, ни прекрасною мыслью, которая напитывала каждое произведение этого истинного художника».

Ромен Роллан, великий французский писатель, высоко оценил творчество Чюрлёниса и назвал его первооткрывателем нового духовного континента. В своём письме к литовскому исследователю творчества Чюрлёниса М. Воробьёву он так отозвался о «музыкальности» картин художника: «Что особенно пленило меня в репродукциях наиболее известных произведений Чюрлёниса, так это преимущественно музыкально-симфонический и полифонический их характер...»

Чюрлёнис-музыкант и Чюрлёнис-художник находят в своей «музыкальной» живописи общий, гармонический язык, дополняют друг друга и, главное, достигают неведомой дотоле в истории искусства оригинальности: до Чюрлёниса мы не знали столь широкой и выразительной, говоря словами Горького, «музыкальной живописи».

М.К. Чюрлёнис — удивительный мастер образа. Он считается родоначальником профессиональной литовской музыки и живописи.

Его картины написаны в смешанной технике — акварелью и гуашью. Эта техника настолько хрупкая, что сами картины за столетие побывали лишь в нескольких крупнейших столицах мира — Токио, Париже, Берлине, Москве и Варшаве. В настоящее время оригиналы на передвижные выставки не отправляются.


В мире всего несколько музеев являются обладателями картин выдающегося литовского художника. В Каунасе находится Национальный художественный музей М.К. Чюрлёниса, в котором собрана наиболее полная коллекция его произведений.

Чюрлёнис — это художник из будущего. В XX веке он был одним из первых художников, которые открыли путь Новой Красоты и провели туда, где творчество космическое соприкасается с земным, где человек-творец открывает дорогу к сотрудничеству с Высшим Миром.

В 1907 г. художник создал удивительный по красоте цикл картин «Знаки Зодиака», о котором искусствоведы писали: «Никто из художников так поэтично не сумел изобразить ночь, ночное небо полное звёзд, тайну ночи».

Цикл «Соната звёзд» также посвящен теме Вселенной. В этом цикле мысль художника обращена только к Космосу; обе картины пересекает горизонтальная линия — это звёздный «путь-мост».

В Allegro и Andante «Сонаты звёзд» художник хотел средствами своего искусства изобразить возникновение мира из хаоса. Allegro — это первичная стадия формирования Космоса, где зародилось множество планет, но ещё всё тонет в бесформенном тумане. В Andante всё успокоилось, формирование мира завершилось.


М.К. Чюрлёнис создал цикл картин «Сотворение мира», о котором писал: «Последний цикл "Сотворение Мира" не окончен; я думаю работать над ним всю жизнь... Это сотворение мира, но не нашего, библейского, а какого-то другого — фантастического. Мне хочется создать цикл, по меньшей мере из ста картин, не знаю, сделаю ли». Он успел создать только тринадцать.

Нет другого художника, который бы так реально, так осязаемо чувствовал романтику космоса. Он понимал, что придёт время и изменится взгляд человека на его собственную планету и на другие планеты в бесконечных просторах Вселенной. Он предчувствовал наступление новой космической эры.

Критики и искусствоведы отмечают в своих работах, что его картины не так доступны и просты, как может показаться на первый взгляд, но многие найдут для себя что-то очень важное, значимое и самое необходимое.

Полотна Чюрлёниса впечатляют зрителя торжественностью формы, оригинальностью и необычностью. Они как вестники, зовущие человека следовать по единственно возможному эволюционному пути — нравственного самосовершенствования.

М.К. Чюрлёнис. Буклет


 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку