Январская встреча Музыкального лектория была посвящена тому, кого мы называем отцом русской классической музыки - русского классического романса,русской симфонической музыки, национальной русской оперы - Михаилу Ивановичу Глинке. «Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба — великие таланты, оба — родоначальники нового русского художественного творчества, оба создали новый русский язык — один в поэзии, другой — в музыке», — так писал известный критик Владимир Васильевич Стасов. Рассказ о жизни и творчестве композитора перемежался видеофрагментами фильмов и музыкальными выступлениями. Музыка и романсы Глинки звучали в исполнении фортепианного дуэта Эльвиры и Анатолия Полонских, ансамбля скрипачей "Блестящие смычки" (руководитель Марина Кузина, концертейстер Янина Койфман), солистов НГАТОиБ Николая Лоскуткина и Ольги Колобовой, преподавателей детской школы искусств №25 Аллы Кузнецовой и Александра Шугаева. Самой юной участницей лектория на этот раз была Дзюбан Лиза, исполнившая "Мелодический вальс". Следующая встреча 15 марта будет посвящена Антону Григорьевичу Рубинштейну.
| |
Ольга Колобова
|
Михаил Иванович Глинка родился в 1804 году в селе Новоспасское Смоленской губернии, в семье смоленских помещиков. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. В 1818 Михаил поступил в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте в Петербурге, где учился вместе с младшим братом Александра Пушкина — Львом, тогда же познакомился и с самим поэтом. Гувернером Глинки был русский поэт и декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер, преподававший в пансионе русскую словесность. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано. Позже в Новоспасском он иногда «сам управлял оркестром дяди, играя на скрипке», начал сочинять оркестровую музыку, однако основное место в его творчестве занимали романсы. Один из лучших романсов раннего периода — элегия на стихи Евгения Баратынского «Не искушай меня без нужды» (1825). В 1830 году Глинка отправился в длительное заграничное путешествие, где укреплял здоровье и знакомился с западноевропейским искусством: занимался композицией и вокалом, посещал театры, познакомился с композиторами Винченцо Беллини, Феликсом Мендельсоном и Гектором Берлиозом, серьёзно занимался теорией музыки и композицией под руководством известного ученого Зигфрида Дена. Среди композиторских опытов тех лет (камерно-инструментальные сочинения, романсы) выделяется романс «Венецианская ночь» на стихи поэта Ивана Козлова. В этой поездке по Европе у композитора зародилась мысль о создании национальной русской оперы. Возвратившись в Россию, Михаил Глинка поселился в Петербурге. Посещая вечера у поэта Василия Андреевича Жуковского, он познакомился с Николаем Васильевичем Гоголем, Петром Андреевичем Вяземским, Владимиром Федоровичем Одоевским и др. Именно Жуковский подал Глинке идею написать оперу на сюжет об Иване Сусанине. Сочинение в силу политической ситуации пришлось назвать «Жизнь за царя», его премьера 27 января 1836 стала днем рождения русской героико-патриотической оперы. Вскоре Глинка был назначен руководителем Придворной певческой капеллы. Другая знаменитая опера Глинки - «Руслан и Людмила». Композитор беседовал с Александром Пушкиным о создании оперы ещё с 1837 года, а премьера её состоялась 27 ноября 1842 в Петербурге. На одном из представлений побывал венгерский композитор Ференц Лист, чрезвычайно высоко оценивший оперу и роль Глинки в русской музыке в целом. В 1835 году М.И. Глинка женился, но брак оказался неудачным, и впоследствии композитор переселился в дом братьев. Также много времени проводил в заграничных поездках, где рождались новые шедевры. Так, в Испании были написаны оркестровые пьесы «Арагонская хота» (1845) и «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1848, 1851). В 1848 композитор провел несколько месяцев в Варшаве, где была написана «Камаринская» — сочинение, о котором русский композитор Петр Ильич Чайковский заметил, что в ней, «как дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая музыка». В 1855 произошло его знакомство Глинки с Милием Алексеевичем Балакиревым, ставшим позже главой «Новой русской школы» (или «Могучей кучки»), творчески развившей традиции, заложенные Глинкой. |