23 октября в Музее Н.К. Рериха прошёл праздничный день — 110 лет со дня рождения великого художника, гуманиста, учёного и общественного деятеля Святослава Николаевича Рериха.
|
|
|
Праздник начался с открытия картины-портрета, как назвал своё произведение сам мастер, художник, написавший эту картину и близко знавший С.Н. Рериха — Леопольд Романович Цесюлевич. Портрет Святослава Николаевича — это уже четвёртая картина, подаренная автором нашему Музею. Каждый раз получение такого бесценного дара — это огромное событие для нас. Выставку открыла Л.А. Толстихина. Она рассказала о картине: «Святослав Николаевич изображён в своей мастерской на фоне картин, которые хорошо нам знакомы. Это грозные картины, предупреждающие об опасностях, нависших над человечеством, призывающие увидеть, оценить и отвести эту угрозу, призывающие обратиться к Добру, Любви и Красоте. В этом призыве - «Воззри, человечество!» - Л.Р. Цесюлевич видит главную идею всего творчества С.Н. Рериха. Но, несмотря на такой тревожный фон картины, сам Святослав Николаевич, его облик воспринимается ободряющим, светло улыбающимся. Взгляд его обращён к каждому, он смотрит в глаза и как будто произносит слова, самые важные, самые нужные именно для этого человека и именно в этот момент. Кому-то он, может быть, говорит так: «Главное — нужно быть сильными, уверенными. И в чём? — В самих себе! Мы не должны поддаваться всевозможным призракам мира нашего. Мы должны делать то, что мы сочли правильным, и быть сами примером другим». Это слова Святослава Николаевича из беседы в Москве в ноябре 1982 года. Для кого-то нужны слова, побуждающие к действию, и Святослав Николаевич говорит ему: «Мы всегда должны пытаться действовать, какой бы трудной ни была задача, какими бы непреодолимыми ни казались препятствия. Каждое отступление должно восприниматься как передышка перед более значительным усилием и более значительным достижением. Мы не должны пренебрегать жизнью, а использовать её на то, чтобы стать более совершенным человеком. … Мы должны жить и трудиться в жизни там, где мы нужны, там, где мы можем принести наибольшую пользу, там, где в нас нуждаются и где, в конце концов, и есть лучшая возможность для применения наших знаний, нашего опыта». А кому-то помогают изменить взгляд на жизнь, посмотреть на неё более оптимистично такие слова: «Повседневную жизнь можно превратить в исключительно захватывающее приключение, полное открытий и новых уроков, взамен безотрадной, утомительной рутины, полной досадных мелочей и суеты. Нам нужно стараться решать проблемы жизнерадостно и заинтересованно. Видеть в каждой проблеме некий урок, новый опыт. Нечто такое, что нужно преодолеть и от чего в то же время можно научиться». И каждое сердце отзывается на призыв С.Н.Рериха к поиску Красоты в жизни: «Стремление к Прекрасному должно стать для нас нормой каждодневного отношения к жизни. И в этом стремлении мы сможем наиболее полно выразить себя. Давайте будем стремиться к тому, чтобы наши поиски Прекрасного стали нашим каждодневным опытом. Давайте будем стараться находить красоту во всех наших каждодневных обязанностях, ведь даже самую маленькую задачу можно выполнить красиво». Для каждого у Святослава Николаевича находятся нужные слова, которые помогают разрешить какие-то трудные вопросы жизни, устоять в тяжёлой ситуации, разобраться в себе, вселяют уверенность. Мы находим эти советы, подсказки, эту поддержку в выступлениях Святослава Николаевича, в его книгах. Мы слышим их сердцем, когда смотрим на его портрет. От этих слов и от его улыбки на сердце становится так светло и легко».
В видеозаписи прозвучал рассказ Л.Р. Цесюлевича, записанный в его мастерской. Леопольд Романович сознаётся, что очень непросто было писать портрет Святослава Николаевича, несмотря на то, что много раз он встречался великим художником, писал много статей о нём, неоднократно выступал на конференциях, рассказывая о деятельности С.Н. Рериха и всей его семьи. Л.Р.Цесюлевич рассказал о двух своих встречах с художником, наиболее ему запомнившихся.
Одна встреча состоялась в Москве, в гостинице «Советская Россия». «Святослав Николаевич принимал людей, к нему шли люди, очень многие хотели с ним встретиться. Принимал с восьми утра. Там была секретарша, она записывала каждому по пять минут, не более. Мне Беликов сделал двадцать минут беседы с ним. Это было очень важно, эти беседы потом вошли в те статьи, которые, в том числе и вы, печатали. И вот, люди сидят,… — громадная приёмная. Он — за столиком. Через каждые пять минут меняются люди, подходят к нему, потом — уходят. Секретарша всем этим управляет. Святослав Николаевич … сидит и вдруг — глянет глазом, знаете, так хорошо на душе делается. Такой добрый взгляд, и не в том только дело, что Рерихи все умели улыбаться глазами, - это я уже у Юрия Николаевича написал. Ведь и родители умели улыбаться. Это не просто доброта душевная, а благо духа глазами улыбается. Из глаз идёт благо. Вот посмотрел Святослав Николаевич на меня - и мне так хорошо на душе стало. Это луч действует». «В 1974 году открывали выставку его (С.Н.Рериха) и отца в Академии художеств, открывали в Третьяковской галерее. Я зашёл раньше открытия… должно быть как всегда — красная ленточка. Смотрю — никто не охраняет. Смотрителей нет. Я пошёл в эти залы... Хожу — никого нет. Такие мощные картины. Останавливаюсь перед его картинами. «Распятое человечество» вообще потрясающее произведение. Оглянулся — вижу, в проёме появляется Святослав Николаевич. Всегда стройный, всегда очень представительный, всегда очень элегантный. Рядом с ним, под руку, Девика, … какие-то господа, видимо, высокопоставленные чиновники, министры, представители властей. Чинно проходят. Я так, издали, поздоровался, продолжаю смотреть… Смотрю картину и вдруг чувствую: меня кто-то обнимает за плечи сзади, но очень добро, с любовью. Быстро оглядываюсь— Святослав Николаевич! Но, как ни странно, один. И говорит мне: «Спасибо вам, спасибо вам!» - и кланяется. Я спрашиваю: «За что же мне спасибо?» Он говорит: «За всё, что вы делаете!» Я в то время много статей писал о Николае Константиновиче, о нём, выступал на конференциях. Потом берёт меня за руку, говорит: «Пойдём, покажу вам свои картины» - и ведёт по залу, никого нет, все ушли куда-то. Быстрым шагом, как юноша, идёт, рассказывает у картины — у триптиха «Распятое человечество» … Потом подошёл — громадный холст — «Воззри, человечество!» И тут он говорит: «Человечество когда-то погибло от воды, сейчас может погибнуть от огня». И показывает на «Ангела последнего». И в это время в зал заходит Девика, ... высокий представитель — чинно, элегантно. Святослав Николаевич тогда говорит: «Извините, я должен идти». И быстро ушёл...». Похожий жест мы теперь видим на портрете. После рассказа Л.Р. Цесюлевича посетители посмотрели фильм, в котором Святослав Николаевич сам рассказывал о своих картинах на выставке в Болгарии, которая произошла в 1978 году.
И.И. Сереброва представила поступивший из типографии к 110-летию Святослава Николаевича альбом его живописи - "Женские образы в творчестве Святослава Рериха" с предисловием Владимира Никишина. К Рериховским Чтениям мы получали вариант издания в мягком переплёте, а теперь в книжном салоне появилось долгожданное издание в твёрдом переплёте.
|
Следом начался концерт, а на втором этаже Музея, в выставочных залах жизнь шла своим чередом. Там проходили экскурсии. Пришли всем классом школьники, с интересом разглядывали картины Рериха, скульптуры Леонова, слушали рассказ экскурсовода. Только проводили детей - встречали новых посетителей. Познакомиться с Музеем Н.К. Рериха, с творчеством знаменитого художника пришли военные люди, офицеры — 50 человек. Многие из них прошли в своё время через «горячие точки», воевали. Когда экскурсовод стал говорить об идеях Н.К. Рериха, о Знамени мира, о наступлении Новой Эпохи, в которой не будет ненавистных людям войн — слушали серьёзно, без шуток и недоверчивых улыбок.
|
|
|
|
Закончилось мероприятие, за окнами Музея уже стало смеркаться, а посетители всё ходили по залам, впечатлённые увиденным и услышанным. |