«Идеи охраны культурных ценностей в случае военного конфликта неоднократно высказывались в истории европейской юридической мысли ещё с XVI века, — пишет автор многочисленных работ по проблемам международных отношений профессор М.М. Богуславский. — Но наиболее хорошо подготовленное и широко поддержанное предложение о заключении международной конвенции по охране памятников и учреждений культуры как в военное, так и в мирное время было выдвинуто уже в XX столетии известным русским художником Николаем Рерихом. В отличие от предыдущих проектов, так и оставшихся нереализованными, это предложение удалось воплотить в юридическую реальность в результате подписания странами западного полушария соответствующего договора в 1935 году. А в дальнейшем принципы Пакта Рериха легли в основу заключённой в 1954 году Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. Однако главное состоит в том, что идея Рериха вызвала широкое общественное движение в защиту памятников культуры, которое сыграло гораздо большую роль, чем подписание любых договоров».
Идея Пакта Рериха сводится к международной регистрации памятников искусства и культуры, которые должны охраняться иностранными государствами с такой же бережностью, как и отечественные культурные ценности. Над такими объектами поднимается охранительное Знамя Мира — белое полотнище с окружностью и заключёнными в ней тремя сферами амарантового цвета.
Таким образом, Пакт Рериха и Знамя Мира — это культурный аналог Красного Креста. «Если Красный Крест печётся о телесно раненных и больных, то наш Пакт ограждает ценности гения человеческого, тем охраняя духовное здоровье», — писал Николай Константинович.
Перейти к истории воплощения идеи Пакта Рериха и Знамени Мира >>>