Матери Агни Йоги
Стихотворением Н.Д. Спириной «Великое Сердце» открылась 9 февраля программа, посвящённая 140-летнему юбилею нашей великой соотечественницы — Елены Ивановны Рерих. А затем была показана программа «Лада», об истории которой рассказала Татьяна Деменко.
«Впервые в Сибири и в нашей стране открыто было сказано о Елене Ивановне ровно 30 лет назад. До этого её имя оставалось как бы в тени, больше было известно об остальных членах этой Великой семьи – самом художнике Николае Константиновиче Рерихе и двух его сыновьях, тоже всемирно известных – художнике Святославе Николаевиче и учёном Юрии Николаевиче. И только в 1989 году в Новосибирске состоялась первая конференция, посвящённая 110-летию Елены Ивановны Рерих.
Приветствуя участников конференции, Наталия Дмитриевна, в частности, сказала: «Я не надеялась дожить до такого момента, когда открыто будет обсуждаться кладезь духовной мудрости, который доселе изучался индивидуально, без всякой огласки». Она имела в виду философское наследие Елены Ивановны Рерих — Учение Живой Этики или Агни Йоги, которое сибирские академики позже назвали мировой Этической системой будущего, мировоззрением Новой Эпохи.
Так имя Елены Ивановны уже открыто начало входить в сознание, жизнь и пространство страны.
Через год, в 1990 году, когда Наталии Дмитриевне было 79 лет, у неё взяла интервью наша известная новосибирская радиожурналистка Наталья Петровна Шадрина. Это было в преддверии женского дня 8 марта. Кроме поздравления, адресованного всем женщинам, Наталия Дмитриевна рассказала о Елене Ивановне Рерих. Именно часть этой радиопередачи легла в основу слайдпрограммы «Лада». С 1989 года она прошла по городам Сибири и Дальнего Востока, Урала и Украины, средней полосы нашей страны сотни и сотни раз. В ней всего за 20 минут ёмко, вдохновенно рассказано о судьбе и миссии Елены Ивановны Рерих. Наталия Дмитриевна смогла в неё вместить необъятность жизни этой великой женщины так просто и понятно — доступно на любое восприятие.
В этом году в студии СибРО был обновлён видеоряд этой программы, звук и музыка остались оригинальными, в исполнении автора – Наталии Дмитриевны Спириной».
После просмотра программы на втором этаже Музея была открыта выставка «Урусвати – Свет Утренней Звезды», на которой представлены репродукции картин Н.К. Рериха, посвящённых жене, Елене Ивановне, а также её любимые полотна. Выставка дополнена предметами и фотографиями. Эта выставка, — «выражение признательности той, которая дала человечеству так много, что на века ему хватит изучать и применять её наследие», как говорила о ней Н.Д. Спирина.
Рассказала о выставке экскурсовод Татьяна Осипова.
«Начнём с небольшого вступления о происходящем сейчас в мире, потому что вся деятельность Елены Ивановны и всей семьи Рерихов была связана именно с этими событиями. Они отмечали, что время, в котором мы живём, очень непростое. Мир захлестнули катаклизмы, постоянные кризисы, из которых человечество не может найти выхода, войны, преступность — всё это они связано с падением культуры, с тем, что человечество забыло об основах нравственности, в результате чего «мир сотрясается от грубости и жестокости».
Но Рерихи не просто дают оценку происходящему, они указывают на выход из этой ситуации, на назревшую необходимость переустройства жизни, на то, что спасение человечества — в возрождении Культуры, - и к этому они направляли сознание людей.
Н.К. Рерих предвидел наступление новой эпохи и считал, что она предъявит и новые требования к человечеству: без осознания Культуры, как основы бытия, без участия женщины в нравственном оздоровлении планеты и человечества невозможно никакое переустройство.
Рерих пишет о том, что наступающая эпоха женщины будет эпохой Света, Добра и Красоты. В мире прекратятся войны и другие бедствия, будут процветать мир, искусство и культура.
Великий Путь Женщины — Путь даяния, милосердия и любви — отражён в лучших произведениях мирового искусства, но никогда ещё великое предназначение женщины не раскрывалось так глубоко и значительно, как это сделал Н.К. Рерих.
Художник отмечает особую роль женщины в жизни семьи, общества и пишет о том, что всё прекрасное в мире идёт от женщины. Богом и природой предназначено ей нести в мир любовь, добро, красоту. Зажигать домашний очаг, продолжать род человеческий. Женщина — извечная спутница мужчины. Мужчина — олицетворение мужества, силы, благородства, а женщина — его муза и вдохновительница.
Сама жизнь подтверждает слова Рериха, показывает, скольких поэтов, музыкантов, художников вдохновила женщина на самые лучшие их творения! Когда обращаются к женщине, к матери? Когда трудно, когда тяжело, когда болен. Кто поймёт и простит? Мать, жена. Кто благословит на подвиг? Женщина! И ещё много прекрасных слов посвящает художник женщине.
Ярким примером женщины-подвижницы была Елена Ивановна Рерих.
Она дала миру Учение Живой Этики, новое мировоззрение или миропонимание, в основу которого легла Культура. «Агни» в переводе с санскрита — огонь. Агни Йога — «синтез всех религий». В Учении собраны все знания, мудрость накопленные человечеством веками. В книгах Учения люди найдут ответы на самые сложные вопросы жизни, смогут понять, в чём заключается цель и смысл нашей жизни.
Велика заслуга — дать народу знания, которые освободят людей от невежества, от которого исходят все беды человечества».
Скажем немного о некоторых картинах выставки.
Диптих Н.К. Рериха под названием «Агни Йога» (1928, частная коллекция, США). На первой из картин изображена прекрасная женщина в предутренних сумерках, сидящая в позе лотоса на выступе скалы. У неё две ауры: одна — вокруг головы — изумрудного цвета, и вторая — вокруг всей фигуры — многоцветная, окаймлённая розовым светящимся кругом. Внутри её ауры горит язычок пламени, который она готовится принести людям.
На второй картине этого диптиха — на синей, омытой водами Нового Мира скале стоит женская фигура, держащая в протянутой всему миру руке розовый язычок пламени. А кругом высятся острые скалы нарождающейся небывалой Новой Эпохи. Приближается рассвет. Просто ли стоять на небольшом выступе и удерживать ровное горение пламени?
Елена Ивановна утверждала существование иного, прекрасного мира. Когда человечество осознает возможность его создания, оно начнёт стремительно развиваться.
Картину «Ведущая» (1924), как и немало других, Н.К. Рерих посвятил своей жене — Елене Ивановне, разделившей с ним все трудности и радости жизни. Елена Ивановна сыграла огромную роль в жизни Николая Константиновича и его творчестве, всегда была рядом с ним в его начинаниях. Всегда поддерживала и помогала мужу в его творческой работе, она - первый зритель его картин, и во многих работах отражены мысли Елены Ивановны. Николай Рерих писал: «Посвящал я картины Жене моей, Елене, другине, спутнице, вдохновительнице».
Высоко в гору устремлённо поднимается женщина в белых одеждах. А за ней, держась за край её длинного одеяния, продвигается мужчина. Ему тяжело, он отстал. Женщина обернулась, она подбадривает своего спутника, зовёт за собой к горным вершинам.
Восхождение — как символ духовных устремлений, творческих исканий, нравственного совершенствования. Елена Ивановна Рерих писала: «...Женщина должна настолько подняться сама духовно, нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь за собою и мужчину. Женщина должна стать вдохновительницей на жизненные подвиги».
Николай Рерих так объяснял смысл картины: «Мне хотелось в картине "Ведущая" дать светлый облик женщины, ведущей искателя подвига к сияющим вершинам. Когда огонь любви сияет, можно перейти любые препятствия…». Он призывал полюбить препятствия, которые являются ступенями восхождения. «Улыбнёмся трудности пути нашего и будем идти над пропастью, за ведущим…». Елена Ивановна сама шла вперёд и твердо вела за собою идущих за Ней.
После рассказа об этих и других картинах друзья и гости музея разошлись по выставочным залам и ещё долго всматривались в возвышенные образы, запечатлённые земными красками, но зовущие устремиться к высотам неземным, торжественным, более совершенным. Думалось в этот день: Елена Ивановна показала всему миру пример великой самоотверженности и даяния, что совершит в жизни каждый из нас, приняв от неё этот дар?