Концерты классической музыки в Музее Рериха проходят часто. На них звучит и известная классика, и редко исполняемые произведения. Но концерт, состоявшийся 30 июня в День города, был особенным. Это была импровизация — музыка рождалась мгновенно. Пианистка Валентина Соложенцева при помощи нот рассказывала о жизненных историях тех, кто пришёл в тот день на концерт. Люди не сразу решались предложить свои историю, которые Валентине предстояло выразить в звуках фортепиано, и первой вышла со своим сюжетом Светлана Веснина, вот как она рассказывает историю и впечатления от концерта:
«Тихий городской дворик, своего рода, райский уголок. В нём много деревьев, эти зелёные труженики на протяжении длительного времени очищали воздух от выхлопных газов автомобилей, пыли, наполняли воздух ароматом листвы, у них даже была своя «шелестящая» песня. Как хорошо было людям находиться в таком соседстве! Но на свою беду, деревья родились тополями, а в конце весны какое-то время они «пушатся». И вот в один прекрасный солнечный день пришли очень решительные люди с бензопилами, и спиленные под корень могучие деревья с крепкими стволами, ещё не старые, начали падать на землю. Они напоминали солдат, встреченных внезапной пулемётной очередью.
За окном стояла женщина — перед её взором эта трагедия разворачивалась от начала до конца. Сначала она не могла поверить своим глазам — неужели всё это возможно?! Оказалось, что возможно. Это «забота» о человеке и альтернативой уничтоженным деревьям будет закатанная под асфальт земля. Внутри у женщины бушевал каскад эмоций: возмущение, негодование, боль и …бессилие что-либо изменить. Казалось, что сердце не выдержит этого. Но рассудок подсказал — остановись. Вдруг вспомнился телевизионный сюжет об африканских детях, которые живут возле огромных свалок, и проблема, которая касалась её лично, ушла на второй план. Да, сейчас всем трудно в этом мире, но даёт силы и укрепляет вера в Свет будущего, когда вся Земля превратится в цветущий сад.
Валентина замечательно переложила на музыку эту грустную историю. Музыкальное произведение, которое родилось, как только был закончен рассказ, мне особенно понравилось. Музыкальные фразы отражали как-бы стон падающих деревьев, а также страдание, которое при этом испытывал человек. Оптимистические аккорды отражали и утверждали веру в то, что наступит жизнь, когда на Земле всё будет свершаться только во благо каждого человека».
В. Соложенцева мастерки отразила в своей импровизации и другую историю — гармоничного человека, который радуется наступившему дню, яркому солнцу, цветущему дереву и ребёнку, делающему первые шаги по Земле.
Немало зрителей выходило не просто с историями, но и со стихами (своими и чужими), хотели услышать их музыкальную интерпретацию.
«Я сегодня пришла первый раз в этот музей, - сказала ещё одна посетительница, - и он меня очень сильно поразил. Особенно вот эти строки (стихотворение Н.Д. Спириной по картине Н.К. Рериха «Ведущая»):
Та, которая ведёт,
Знает: Небо нас зовёт.
Путь один — вперёд и вверх.
Назначает человек
Сам себе свою судьбу;
И вступает он в борьбу
С ветхой личностью в себе,
Побеждая в той борьбе
Иллюзорный мир земной,
Мир никчёмный и пустой!»
Валентина создала свой музыкальный образ этого произведения, показав жизненный путь человека, который поставил себе цель стать лучше, поэтому идёт вечная борьба «с ветхой личностью в себе».