Автор предваряет свою статью следующими материалами,
которые вы сможете найти на сайте СибРО:
2. Н.Д. Спирина. Наука грядущего века
4. Н.Д. Спирина. Джордано Бруно.
В 1994 – 1995 гг. в Новосибирском государственном университете в Академгородке проходили семинары на тему «Живая Этика и наука» с участием учёных, студентов и сотрудников Сибирского Рериховского Общества. Н.Д. Спирина говорила о наступлении Новой Эпохи — эпохи Рериха — эпохи духоразумения, о гигантах духа и мысли, которые всегда идут впереди своего времени. «Они как бы приходят из будущего в настоящее, чтобы приблизить нас к этому будущему. (...) Их идеи и замыслы нам новы и непривычны; направление мысли их неожиданно. Но время идёт, люди возрастают в разуме и постепенно начинают втягиваться в орбиту прогрессивного движения, проложенного вождём возрождения. Его начинают воспринимать и следовать за ним передовые люди своего времени; за ними, с их помощью, подтягиваются…» и другие [Н.Д. Спирина. «Гигант духа»].
«Сказано, что Новый Мир придёт через науку» [Аум. 61]. «Через науку, стремящуюся познать путём лабораторным тонкие энергии человека и Космоса, воздействие их на человека и природу. Изучающую мысли и чувства трезво и научно… Наука будущего неотделима от этики…» [Аум. 341]. «…Такие знания неизмеримо повышают нашу ответственность за всё, что мы мыслим и чувствуем. Этика становится живой и насущной. Это ориентир в океане жизни. Познавая причины, мы прозреваем те следствия, которые в конечном итоге слагают нашу судьбу» [Н.Д. Спирина. «Век синтеза»]. В конечном же итоге — судьбу всей планеты.
Краса и гордость России и не только…
Учёные — Наши друзья. ...Каждый просветлённый труженик науки получит привет Братства.
Братство, 600
Особенно радостно, когда посланная мысль воспринимается достойным тружеником.
Надземное, 3
Знаменательные даты в 2016 году
4 мая — 105 лет со дня рождения Наталии Дмитриевны Спириной (4.05.1911 – 10.12. 2004) — ученицы Б.Н. Абрамова (ближайшего ученика Н.К. Рериха); выдающегося рериховеда, культурного деятеля, поэта, прозаика, основателя Сибирского Рериховского Общества (СибРО) и двух Музеев Н.К. Рериха в г. Новосибирске и в с. Верхний Уймон Республики Алтай; активного организатора и участника Рериховских Чтений в Новосибирске.
Н.Д. Спирина приехала в Новосибирск из Харбина в 1959 г. С 1962 г. и до самого своего ухода жила в Академгородке и трудилась на ниве культуры и воспитания молодого поколения.
29 июля — 105 лет со дня рождения Павла Фёдоровича Беликова (29.07.1911 – 15.05.1982) — выдающегося, уникального, по словам Н.Д. Спириной, рериховеда, «коему не было равных в нашей стране», культурного деятеля, автора книги о Н.К. Рерихе в серии «Жизнь замечательных людей» и уникального труда — духовной биографии семьи Рерихов (к сожалению не законченной), активного организатора и участника Рериховских Чтений в Новосибирске, истинного миротворца.
Наши ведущие являются для нас примером преданности, служения и сотрудничества. Всегда помним и посылаем им нашу благодарность и признательность.
В конце 1950-х годов прошлого столетия лучшие всемирно известные учёные нашей страны, лауреаты многих государственных премий и обладатели многочисленных наград, собрались в Сибири, чтобы воплотить здесь, на новом месте, свои самые дерзновенные мечты во имя развития отечественной и мировой науки.
В этом году мы отмечаем памятные даты великих сибирских учёных:
28 марта — 105 лет со дня рождения выдающегося учёного-естествоиспытателя, академика Александра Леонидовича Яншина (28.03.1911 – 9.10.1999) — президента Российской экологической академии, советника Президиума РАН, четверть века проработавшего в Сибирском отделении Академии наук, крупнейшего общественного деятеля.
9 июня — 85 лет со дня рождения академика Валентина Афанасьевича Коптюга (9.06.1931 – 10.01.1997) — выдающегося российского учёного-химика и общественного деятеля, организатора российской науки, председателя Сибирского отделения РАН, мудрого стратега и преданного служителя науки.
16 августа — 105 лет со дня рождения академика, почётного гражданина г. Новосибирска Андрея Алексеевича Трофимука (16.08.1911 – 24.03.1999) — выдающегося российского учёного в области нефтяной геологии, одного из основателей и организаторов Сибирского отделения Академии наук СССР.
18 ноября — 35 лет со дня ухода академика Алексея Павловича Окладникова (3.10.1908 — 18.11.1981) — выдающегося учёного-археолога, историка, этнографа, ведущего организатора (от Сибирского отделения АН) и активного участника Рериховских Чтений в Новосибирске.
Вместе с Михаилом Алексеевичем Лаврентьевым и многими другими корифеями науки эти учёные создавали удивительный центр, известный во всём мировом сообществе, — Сибирское отделение АН СССР (ныне РАН).
Всех этих талантливых учёных объединяло также глубокое понимание эволюционной значимости гуманистического творчества великой семьи Рерихов — не только художественного, культурного, литературно-поэтического, но и научно-философского — Учения Живой Этики. Каждый из них встречался и беседовал со Святославом Николаевичем Рерихом и в Индии, и в нашей стране во время его приездов.
Знаменательно то, что именно в Сибири начали воплощаться идеи Рерихов о синтезе Науки и Культуры. И это стало возможным благодаря огромной внутренней и внешней культурно-просветительной деятельности Н.Д. Спириной по ознакомлению с творчеством Н.К. Рериха и всех членов его семьи; проведению выставок величественных живописных работ Н.К. и С.Н. Рерихов; созданию Сибирского Рериховского Общества и началу мощного Рериховского движения в Сибири и других регионах страны.
На всех этапах деятельности СибРО, а впоследствии, при создании в Новосибирске общественного Музея Н.К. Рериха — этой уникальной народной стройки — постоянная и неоценимая поддержка оказывалась учёными Сибирского отделения Академии наук. В 1997 г. в Новосибирске состоялись V Международные Рериховские Чтения, на которых впервые подробно говорилось об Учении Живой Этики.
Сибирские учёные о научно-философском и всемирном значении гуманистического наследия семьи Рерихов
Академик А.Л. Яншин
Фрагмент выступления в новосибирском Академгородке на встрече с представителями СибРО:
«Ещё в юности своей, ничего фактически не зная о Николае Константиновиче Рерихе, я увлекался его картинами. Помню, первое серьёзное, что мне удалось достать, — это изданный в Риге альбом большого формата, в матерчатом переплёте, это было ещё перед войной — в 30-е годы. Это было издание давно существующего в Риге Рериховского общества. Меня поразила та внутренняя сила, которую таят эти картины. Картины Рериха всегда рождали глубокие мысли и поэтому поражали меня своей внутренней мощью…
Приходилось мне бывать и у Святослава Николаевича в его имении, в Индии. Когда Святослав Николаевич и Девика Рани приезжали в Москву, я был вице-президентом Академии наук и два раза принимал их у себя в кабинете. Сидели подолгу.
Святослав Николаевич, конечно, был величайшим художником. Показательно, что в Дели, в парламенте Индии, висят портреты Джавахарлала Неру и Индиры Ганди во весь рост, заказанные индийским правительством именно Святославу Рериху! Действительно, трудно было найти лучшего художника-портретиста, чем Святослав Николаевич Рерих.
Во время этих поездок по Индии я стал знакомиться и с духовным наследием Рерихов. Мы с женой собирали всё, что издавалось на русском языке, и с самого начала образования Международного Центра Рерихов в Москве, основанного самим Святославом Николаевичем, мы принимали в нём деятельное участие. (…)
Двадцать пять лет я проработал в Сибири, в Сибирском отделении Академии наук (1958 – 1982). При мне зародилось Рериховское движение в Сибири. И я радуюсь, что здесь оно разрослось и по масштабам своим ничуть не уступает сейчас деятельности Международного Центра Рерихов в Москве.
...Несколько слов о сути Учения. Можно сказать совершенно определённо, что Учение Живой Этики — это есть мировая этическая система, к которой должно стремиться всё человечество.
…Начался предсказанный процесс объединения — этнического и политического — всего человечества. В этом отношении очень важно развитое Рерихами — Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем — Учение Живой Этики. ...Все заповеди, все призывы Живой Этики отвечают призывам чистого христианства, тому, что мы можем прочесть в Евангелиях. Как… можно отрицать значение Рериха? Сколько у Рериха картин, где Иисус Христос изображён на фоне Гималаев. Святослав Рерих великолепно изображает Христа...
Не могу не упомянуть ещё одну вещь. Сравнивая нравственные основы всех многочисленных религий, убеждаешься в том, что они совершенно одинаковы. В этом отношении меня интересовали не только Новый Завет и Библия, но также и Коран. Прочтите весь Коран от первой и до последней страницы. О борьбе с неверными там нет ни одного слова. Коран учит тому же, чему учит Евангелие. Это — любовь к ближнему, сострадание, милосердие, отрицание богатства как цели существования, как цели жизни. (…)
Можно предположить, что Христос признал бы Живую Этику, ибо Его Учение, Его стремление исправить человечество очень близки тому, что проповедовала семья Рерихов, что излагается в книгах Живой Этики, в Письмах Елены Рерих.
Я полагаю, что постепенно образованное человечество примет Учение Рерихов как мировую этическую систему. (…)
Живая Этика как раз служит моральной основой объединения человечества.
Пропаганда… этого Учения, пропаганда действенная — это очень важно сегодня. Мне рассказывают, что из самых разных уголков Сибири поступают письма с благодарностью за присланные материалы, с вопросами и с выражением собственного мнения. Эти письма свидетельствуют о том, что в наш век, когда сильно дифференцировалось человечество: с одной стороны, разгул преступности, алкоголизма, любых пороков, мошенничества, с другой стороны, стремление к Свету, к знанию, — всё больше прорастают зёрна Живой Этики. …Растёт количество городов и сёл, где находятся понимающие люди, организуются рериховские общества и кружки, пропагандируют Учение Живой Этики. И эти зёрна, давшие уже всходы, несомненно, будут расти, будут развиваться. Боюсь предсказывать сроки, но я верю, что в России, может быть, быстрее и лучше, чем на слишком практичном Западе, разовьются этические основы будущего общества.
Однако, должен сказать, что люди, понимающие Учение, есть во множестве стран; и у наших соседей — в Прибалтике, и в Америке существуют и действуют основанные ещё самим Николаем Константиновичем общества. И общества эти объединяют людей в разных странах. Так что по всему миру уже раскинулись ростки этого Учения. Здесь оно развивается более быстро, может быть, медленнее, чем этого хотелось бы, но, как предсказывал Вернадский, пройдёт не меньше двух-трёх поколений, и, вероятно, в XXI веке всё человечество вступит в стадию Ноосферы (ноосферный этап развития биосферы Земли. — С.А.). (…) Трудно сказать, когда это будет.
Земля Русская и весь Мир стремятся к этому, предсказанному великими предшественниками, будущему» (1).
В интервью газете «Наука в Сибири» в 1984 г. А.Л. Яншин говорит: «Н.К. Рерих должен быть причислен к той плеяде крупных учёных, которые ещё до полёта в Космос приближали время изучения Вселенной. (…)
Я лично необычайно высоко ценю инициативу Сибирского отделения АН СССР, поднявшего имя Н.К.Рериха, проводящего его Чтения и издающего материалы этих Чтений. Это, я считаю, очень крупный вклад в развитие мировой культуры. Хотелось бы, чтобы почитатели Н.К.Рериха не только бы продолжали заниматься изучением художественного творчества этого великого живописца, но также подключились бы и к анализу его литературного творчества, особенно его философской стороны» (2).
В статье А.Л. Яншина «Учение Рерихов — фундамент будущего» проникновенно звучат его слова: «Учение Живой Этики, изложенное в 14 томах, несомненно, могло бы служить фундаментом в построении нового человеческого общества, фундаментом культурного, а в будущем политического и экономического объединения всех стран мира…
…Я приветствую участников V Рериховских Чтений, желаю им успеха в их работе по распространению культурного наследия семьи Рерихов. Эта семья представляет собою выдающееся явление в истории мировой культуры. Её значение общепризнано. Пакт сохранения культурных сокровищ мира, принятый по инициативе Николая Константиновича Рериха почти всеми существующими странами, является одним из камней того фундамента единения народов, к которому, несомненно, идёт человечество» (3).
В поздравительной открытке Н.Д. Спириной Александр Леонидович пишет:«Желаю Вам дальнейших успехов в распространении светлых идей семьи Рерихов, которые зовут нас к чистой и духовно богатой жизни. Ваш А. Яншин. 15.02.1998 г.»
Академик В.А. Коптюг
Высоко ценят учёные Сибирского отделения Академии наук Валентина Афанасьевича: «На всех… постах ярко проявились его активное творческое кредо, высокая нравственная и гражданская позиция. В.А. Коптюга волновали роль и место науки и образования в жизни общества, сохранение окружающей среды, другие глобальные проблемы, вставшие перед человечеством на пороге XXI в.». Много сделал он для сохранения Байкала, за что его так и называли — «рыцарь Байкала».
«Он был горячим сторонником и пропагандистом принципов устойчивого развития, провозглашённых Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, и единственный от России на персональной основе работал в составе Высшего консультативного совета по устойчивому развитию при Генеральном секретаре ООН Бутросе Бутрос-Гали» (4).
В.А. Коптюг, подводя итоги Конференции ООН по окружающей среде и развитию с участием 180 стран мира, проходившей в Рио-де-Жанейро 3 – 14 июня 1992 г. на уровне глав государств и правительств, отмечал:
«Всё отчётливее в дискуссиях, касающихся перехода мира на рельсы устойчивого развития, проявляется понимание того, что мораль и этика, в целом гуманизация общества, являются не менее важными показателями развития. В период глобальных изменений мы обязаны воспитывать чувство глобальной ответственности каждого за происходящее в его стране и в мире, добиваясь осознания взаимозависимости всех людей» (5).
«Основные принципы принятой на конференции концепции устойчивого развития мира сводятся к тому, что шкала ценностей общества и каждого человека должна быть изменена в пользу моральных, духовных и биосферных компонент»; «особое внимание должно быть обращено на развитие образования, науки и культуры»; «фундаментом новой идеологии становятся научные знания и духовная культура» (6).
В.А. Коптюг пламенно и непоколебимо верил, «что Россия всё-таки возродится», и на одной из научных конференций не случайно сказал: «Елена Ивановна Рерих говорила: ''Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира. Гибель России есть гибель всего мира''. Между прочим, в самые последние месяцы у лидеров западных стран стало нарастать понимание, что последняя её мысль — гибель России будет означать гибель всего мира — это не преувеличение» (7).
Так случилось, что за несколько часов до его ухода из жизни с В.А. Коптюгом встретилась журналист «Радио России», ведущая программы для учёных «Дорогами открытий» Инна Бычкова. Небольшой фрагмент из её репортажа: «Валентин Афанасьевич отвечает быстро, коротко и почему-то часто улыбается. Он просит своего секретаря принести какую-то книгу. Та приносит огромный, очень красиво изданный ''Атлас тибетской медицины'' с многочисленными иллюстрациями к медицинскому трактату XVII века ''Голубой берилл''. Я открываю первую страницу, вижу на вкладыше напутствие Далай-Ламы и понимаю вдруг, что разговор, который у нас с Валентином Афанасьевичем Коптюгом впереди, будет необычным, возможно я стану свидетелем того, что называется прорывом за грань устоявшихся догм и понятий. От этого предчувствия захватывает дух. (...) Мы вместе выходим из здания Президиума РАН. Ещё несколько минут говорим уже в машине о работах Блаватской, о будущем ''круглом столе'' с участием учёных, развивающих новые направления... (...) Но эта встреча уже не состоялась...» (8)
Книгу В.А. Коптюга «Наука спасёт человечество» (Новосибирск: НИЦ ОИГГМ СО РАН, 1997) и оставленное им огромное научное наследие предстоит ещё осмыслить.
В декабре 1996 года (за месяц до своего ухода) В.А. Коптюг подписал письмо о выделении отдельной квартиры из фонда Сибирского отделения РАН для создания при жизни мемориальной квартиры-музея Наталии Дмитриевны Спириной. А 6 декабря 1996 года Сибирскому Рериховскому Обществу Распоряжением мэрии Новосибирска было выделено здание в центре города для реконструкции и строительства Музея Н.К.Рериха.
Академик А.А. Трофимук
Газета «Наука в Сибири» писала об академике: «Учёный-труженик, принципиальный человек с глубоко продуманными убеждениями» (9).
Сам Андрей Алексеевич Трофимук, высоко ценивший творчество и деятельность Наталии Дмитриевны Спириной, был одним из первых (вместе с академиками В.А. Коптюгом и А.Л. Яншиным), кто горячо поддержал идею создания в нашем городе общественного Музея Н.К.Рериха. В одном из писем (от 02.07.1996 г.), адресованном главам администраций г. Новосибирска и области, он писал: «Именно наука, стоящая сегодня на грани великих открытий, докажет необходимость и практичность этики и нравственности. Как сказал академик А.Л. Яншин — ''совершенно определённо, что Учение Живой Этики — это есть мировая этическая система, к которой должно стремиться всё человечество''» (10).
«Я знаю, что Николай Константинович Рерих — это величайший патриот нашей страны, и не только страны, но и мира. Он осуществлял высшую Культуру, тонкую Культуру, к которой мы только можем стремиться. И поэтому всякие действия, направленные на укрепление идей о всеобщей Культуре, о том, что ''Красота спасёт мир'', — должны объединять людей и подымать их над уровнем современности. Это всё крайне полезное дело. И мне представляется, что это может принести нашему обществу большую пользу» (11).
«Цель учёного, настоящего учёного, состоит в том, чтобы своей наукой содействовать процветанию человечества. Я не могу себе представить человека, который занимается наукой, чтобы он не уважал Культуру. То есть человек тогда может быть назван человеком, когда он — друг Культуры и не может жить без неё! Это его воздух. (…)
…Человек создан именно для того, чтобы он проникался какой-то высокой идеей; человек — это Человек с большой буквы, он не представляется без мечты об улучшении жизни. Возможности науки беспредельны, надо только иметь правильную цель. В.И. Вернадский именно на основе своих глубоких геохимических исследований пришёл к выводу, что биосфера, в пределах которой появилось человечество, может развиваться гармонично при условии, что человек — высшее создание материи — будет этим процессом управлять для Общего Блага. (…) …Я всячески приветствую, чтобы Чтения, посвящённые Н.К. Рериху, стали продолжаться. Я думаю, что в сегодняшней обстановке они тем более актуальны, в нашей беспросветной жизни — это хороший луч Света, и им можно осветить перспективу развития человечества (12).
Сказано в Учении: «...Наука без нравственного основания останется мёртвой. ...Наука не может продвигаться без осознания Живой Этики. (...) …Безнравственный учёный не есть сотрудник эволюции. Ярые мыслители будут и нравственными людьми» (13).
Вспоминаются слова академика А. Трофимука, сказанные им по поводу открытия V Международных Рериховский Чтений в 1997 году: «Надо всячески содействовать проведению его на самом высоком уровне, чтобы оно сплачивало наш народ, повышало его культурный уровень, то есть содействовало тому, чтобы русская культура подымалась и вдохновлялась теми идеями, которые вынашивал в своей жизни Николай Константинович Рерих!» (14)
Академик А.П. Окладников
Алексей Павлович Окладников, сам великий путешественник, в журнале «Вокруг света» (1972, № 3), пишет, что в 1923 – 1928 годах Рерих возглавлял Центрально-Азиатскую экспедицию, «которую по праву считают одним из величайших свершений географической науки нашего века. (...) Экспедиция семьи Рерихов была настоящим научным и человеческим подвигом. (...) Эта экспедиция Рериха осуществила многолетнюю мечту Пржевальского и Козлова, явилась триумфом русских исследователей Центральной Азии и внесла в мировую науку много нового» (15).
Он также говорил о Н.К. Рерихе как о великом гуманисте нашей планеты. «Сделанное им не укладывается в обычные представления о человеческих возможностях...» (16)
«…Рериха по праву нужно числить в ряду крупных деятелей русской археологии. (…) Он проявил себя перед людьми планеты убеждённым гуманистом — активным и деятельным, мечтавшим о братстве народов и рас, о великом синтезе культур, о слиянии Востока и Запада…» (17)
На открытии выставки картин Н.К. Рериха в новосибирском Академгородке в 1975 г. академик А.П. Окладников сказал: «Картины, созданные Рерихом в Индии, стали нам близкими и родными. Они — часть нашего духовного наследия. (…) Мы рады, что такой крупный художник стал во главе культурного строительства в Сибири» (18).
***
«Сейчас наступает эпоха Рериха. Эпоха, неразрывно связанная с возникающей культурой духа», — утверждает Н.Д. Спирина (19).
***
Удивительно интересно читать о творческом пути наших академиков. Такие разные и такие схожие в устремлении к высоким достижениям, к знаниям, к культуре, в безграничной преданности науке, взаимопомощи, заботе о молодом поколении, бескорыстной любви к Родине, заботе обо всём человечестве. Как сказал А.А. Трофимук: «Служить народу, жертвовать собою ради его счастья!»
Каждый из них являет собою пример высокой гражданственности, действенного патриотизма, бескомпромиссности. Трудна их жизнь, но творческий накал, мысль, устремлённая для блага человечества, озаряет путь им и их последователям.
Эта блестящая плеяда академиков покинула земной план. Не сомневаемся, что есть и сейчас учёные, мировоззрение которых близко к положениям Учения Живой Этики.
Впереди радость творческих поисков
29 февраля с.г. отметил своё 80-летие выпускник Томского политехнического института, выдающийся физик, вице-президент РАН, директор Физическогоинститута им. П.Н. Лебедева академик Геннадий Андреевич Месяц. В 1969 – 1977 годы работал в Сибирском отделении АН СССР.
«Чем занимается академик Геннадий Месяц? Исследует глубины Вселенной. В "Основных направлениях развития науки до 2020 года" прописано десять физических направлений. В научном институте (ФИАН), который он возглавляет, занимаются девятью из них. "Но теперь я понимаю, что нет ничего таинственней и загадочней, чем человек"», — считает учёный. (20).
Владимир Губарев, писатель и научный журналист, задаёт академику вопрос о направлении, наиболее для него интересном. «Безусловно, чёрные дыры, космос, энергия — всё интересно. Но… самое интересное — это познание человека. Не случайно, что именно на него нацелены сейчас усилия науки"» (21).
В Учении Живой Этики говорится: «По всей истории мира можно видеть, как проходят волны внимания к внутренним силам человека. …Рост внимания к сущности человека всегда будет показателем особо значительного периода…» (22)
В Записях Б.Н. Абрамова совершенно чётко определена главнейшая задача науки: «Дерзающий на великое преуспеет и в малом... (…) Ничто в природе не исчезает и не рождается вновь, а лишь переходит из одной формы своего выражения в другую по непрерывной линии проявления. (…)
Наиглавнейшая задача науки — изучить человека. Скоро новые аппараты позволят обнаружить чудесную действительность, и тогда кому-то все же придется поверить тому, что теперь отрицают. Так наука прорубит окно в невидимый мир и сделает объектом изучения неисчерпаемые богатства невидимого мира, заключенного в окружающем человека пространстве. Науке будет принадлежать заслуга проникновения в область неведомого» (23).
Ведь сказано, что Новый Мир придёт через науку, «путём лабораторным».
«Как просто, как просто, легко и свободно служение Свету, если служением этим сердце горит. Лишь бы только не дать пламени духа угаснуть. (…) Соберём на стороне Света все лучшие и светлые понятия, дабы следовать им неуклонно в мыслях, словах и делах каждого дня» (24).
«В основе всего прекрасного, что создано рукой человека, лежит мысль, озарённая Красотою. С неё и начинается служение Красоте» (25).
Мысли Истины
Мыслями Истины держится мир!
Мысли возносят, и мысли питают,
Мысли, как стрелы, пронзают эфир,
Дымные тучи огнём очищают.
Мысли — озон для дыханья души,
Душно без мысли обширной и чистой.
Мысль — это вестник на помощь спешит
И не замедлит на крыльях лучистых.
Мыслями Истины дышат цветы,
Щедро на мысль отвечает Природа.
Мысль созидает дворцы Красоты,
Мысль поднимает сознанье народа.
Мысль — сокровенный могучий творец
Форм беспредельных и явленных судеб.
Мощный рычаг для горящих сердец,
Корень всего, что есть, было и будет.
Что может мысли пути преградить,
Что задержать её может в полётах?!
Первооснова всегда впереди
Всех достижений и творческих взлётов.
Мысль — это сила всех действий и слов,
Мысль — это зёрна посевов и всходов,
Первопричина видений и снов,
Ключ от ворот сокровенного входа.
Образы Истины, птицы Огня,
Вьют над землёю небесные гнёзда,
Чтоб воплощаться, все формы приняв,
В знанья,
искусства,
эпохи
и звёзды!
Н.Д. Спирина (26)
(1) Яншин А.Л. Живая Этика — мировая этическая система//Перед Восходом. 1996. № 5. С. 2.
(2) Наука в Сибири. 1984. 11 окт. С. 3.
(3) Яншин А.Л. Учение Рерихов — фундамент будущего//Перед Восходом. 1997. № 12. С. 2.
(4) Добрецов Н.Л., Ермиков В.Д., Молодин В.И. Противостояние в эпоху перемен//Вестник Российской Академии наук. Т. 86. 2016. № 75.
(5) Коптюг В.А. На пороге XXI века. Новосибирск, 1995. С. 34.
(6) Там же. С. 66 – 67
(7) Там же. С. 117.
(8) Наука в Сибири. 1998. № 1. С. 3.
(9) Наука в Сибири. 1996. № 32 – 33.
(10) Юшкова Н. «Служить народу, жертвовать собою ради его счастья!» // На Восходе. 2001. № 8. С. 12 – 13.
(11) Там же.
(12) Там же.
(13) Надземное. 718.
(14) Юшкова Н. «Служить народу, жертвовать собою ради его счастья!» // На Восходе. 2001. № 8. С. 12 – 13.
(15) Окладников А.П. Рерих: беспредельная реальность вершин // Вокруг света. 1972. № 3. С. 36.
(16) Там же. С. 35.
(17) Окладников А.П. Рерих и археология // Рериховские Чтения. 1976 год: Тезисы конференции. Новосибирск, 1976. С. 8, 12.
(18) Рерих и Сибирь / Сост. В.Е. Ларичев, Е.П. Маточкин. Новосибирск, 1993. С. 181 – 182.
(19) Спирина Н.Д. Гигант духа. Отблески – 1994. СибРО, Екатеринбург, 1997. С. 42.
(20) http: //www. pravda.ru/science/academy/01-07-2014/1214117-academik_mesyats-0/
(21) Там же.
(22) Братство. 559.
(23) Грани Агни Йоги. 1960. 331. Новосибирск, 2015.
(24) Грани Агни Йоги. 1960. Декабрь, 14. Новосибирск, 1993.
(25) Там же.
(26) Спирина Н.Д. Перед Восходом: сборник стихов. Новосибирск, 1997.
С. 24.
Составитель С.Н. Алфёрова, наукоград Кольцово. 18 июля 2016 г.